Ларионов

Ларионов – Михаил Федорович (22 мая 1881 - Тирасполь Херсонской губернии -10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), российский живописец, график,театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русскихавангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера, с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие -учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А.Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистическийпериод а. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшимколористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, былосоздано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С.Гончаровой. С 1905 широко выставлялся; в 1906 совершил поездку вПариж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русскогоотдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращениясотрудничал в журнале "Золотое руно", где впервые в России опубликовалработы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 писал картины,основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески,лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодойхудожник стал инициатором целого направления в русском искусстве -неопримитивизма (серия "Парикмахеры", 1907 и др.). Служба а вармии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескныхполотен на темы из солдатской жизни. был истинным вожакомбунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций,ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В1910 он был среди основателей общества "Бубновый валет"; выйдя вскоре изнего (вместе с Гончаровой), организовал выставку "Ослиный хвост" (1912),консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, "Мишень"(1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовалчетвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: ".4". Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова иА. Крученых ("Мирсконца", "Старинная любовь", "Помада" и др.). В 1912-14стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившейнаступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте "Лучизм" (1913) провозглашал: "Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвети тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могутвозникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы,выделенные волею художника". С началом войны был призван в армию, служилпрапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован.Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе сГончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданствополучил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы:"Русские сказки" А. К. Лядова (1917), "Шут" С. С. Прокофьева (1921),"Байка про лису" И. Ф. Стравинского (1922), "Классическую симфонию" С. С.Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский периодв творчестве а. До конца жизни художник работал как живописец,сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русскомбалете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг.,после полосы забвения, фигура а как одного из основоположниковмодернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжениидесятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставкиработ а, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году вРоссию были переданы несколько сот произведений а и Гончаровой,завещанных вдовой а А. К. Томилиной.
Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Смотрите также: