Касимиды

Что такое Касимиды? Значение, перевод и происхождение термина Касимиды в словарях:

Касимиды

– Династия имамов Саны (Йемен), правившая в 1598-1852 гг. Ветвь Рассидов. Начало османского господства в Йемене датируется 1538 г. Однако турки никогда не чувствовали себя уверенно в этой труднодоступной горной стране, населенной мужественным и свободолюбивым народом. К тому же сильную оппозицию представляли для них зейдитские имамы из рода Рассидов, пользовавшиеся огромным авторитетом среди местного населения. В 1598 г. во главе сил сопротивления встал новый имам ал-Касим Мухаммад ал-Мансур (прямой потомок правившего в начале XI в. имама ал-Касима ал-Мансура). В первые же дни своего имамата ал-Касим объявил о неповиновении турецкому султану и провозгласил образование на севере страны независимого зейдитского государства. По его призыву на джихад (священную войну) с завоевателями поднялись многие йеменские племена. Весной 1598 г. имам перешел в решительное наступление. Однако в окрестностях Шамира часть его армии была окружена и сдалась в плен. После этого воюющие стороны заключили перемирие сроком на десять лет. В 1604 г. военные столкновения возобновились. Вскоре турки потерпели поражение в сражениях при Сааде и Шамире. Ал-Касим установил прямой контроль над всей территорией северного Джебеля. В 1613 г. турки были наголову разбиты при Эль-Куфля. С большим трудом им удалось удержать под своей властью Сану и районы, расположенные к югу от нее. В 1618 г. был заключен мирный договор, согласно которому в сфере полномочий османского наместника оставались только Сана и Амран, а также территория, расположенная между этими городами. Другие районы северного Джебеля переходили под юрисдикцию зейдитского имама. В 1620 г. новым зейдитским имамом стал сын ал-Касима, ал-Муаййад Мухаммад I. Первые 18 лет своего правления он посвятил подготовке к окончательному изгнанию турок из страны. В конце концов ему удалось объединить не только зейдитов, но и представителей других религиозных течений (суннитов и исмаилитов). В 1628 г. турецкий вали должен был перенести свою ставку из Саны, пребывание в которой становилось опасным, в Забид. В том же году турки оставили Таизз. К началу 1630-х годов в их руках оставались лишь несколько йеменских городов: Сана, Забид, Моха и Мауза, а также острова Камаран и Фарасан. В 1629 г. на подавление "йеменского бунта" к берегам Южной Аравии из Египта прибыл 10-тысячный корпус под командованием Кансух-бея. В течение 2 месяцев он осаждал Таизз, но так и не смог добиться успеха. Война закончилась полным поражением турок. Добившись этой важной победы, ал-Муаййад перешел в наступление и в следующие годы занял Забид, Моху и Маузу. В 1635 г. неподалеку от Саны, в местечке Эс-Сафие турки потерпели самое тяжелое поражение за всю историю их борьбы с йеменцами. Почти все их войско было уничтожено. Турецкий губернатор Айдын-паша сдался в плен. Таким образом, Йемен вновь обрел независимость. Первое время после завоевания свободы государство Касимидов обладало значительным могуществом. При ал-Муаййаде I под власть имамов Саны вернулись Аден и Лахедж. Был также завоеван Хадрамаут. Зейдиты несколько раз вторгались в Оман и подчинили большую его часть, однако так и не смогли завоевать северный Ниджран и Асир. Ал-Муаййаду I наследовал в 1644 г. его брат ал-Мутаваккил Исмаил. Жизнь этого имама отличалась чрезвычайной простотой. Жил он в маленьком домике втроем с женой и рабыней. Подданные уважали его за справедливость и рвение, проявленное в борьбе за независимость. Все племена сохраняли ему верность. После ал-Мутаваккила в 1676 г. престол перешел к его племяннику ал-Муаййаду Мухаммаду II, также очень благочестивому человек. К началу XVIII в. власть Касимидов стала быстро слабеть. Причиной тому оказались внутренние распри. В 1713 г. против правящего имама ал-Махди ал-Мавахиба (сына ал-Муаййада II) восстал другой Касимид - ал-Хусайн ибн ал-Касим, также объявивший себя имамом. Ал-Мавахиб отправил против самозванца войска, но не смог добиться победы, так как некоторые племена поддержали претендента. Страна в первый раз оказалась поделенной между двумя конкурирующими имамами. В дальнейшем такое положение сделалось обычным явлением. После смерти в 1716 г. ал-Мавахиба имамом был провозглашен его племянник ал-Мутаваккил ал-Касим. В 1723 г. против него выступил двоюродный брат ал-Насир Мухаммад. Это привело к новой смуте. Авторитет имамов стал быстро падать. В 1726 г., после смерти ал-Мутаваккила, имамом сделался его сын ал-Хусайн, принявший имя ал-Мансура. При нем распад государства продолжался. В 1728 г. из-под власти Саны вышел Южный Йемен, в котором стал править бывший губернатор Лахеджа Фадл, основавший собственную династию Абдали. В 1747 г. ал-Мансуру наследовал сын ал-Махди ал-Аббас. В годы его имамата не прекращались споры между различными богословами. Многие из них не признавали зайдизм имама Саны достаточно правоверным. Это привело к новым расколам и общему ослаблению государства. Фактически имамы утратили контроль над большей частью Хадрамаута. К началу XIX в. процесс распада еще более углубился. Страна была расколота внутренними разногласиями, и в ней царила настоящая анархия. При сыне ал-Махди ал-Аббаса, ал-Мансуре Али I, на Йемен стали совершать нападения ваххабиты Неджда. В 1808 г. ваххабиты осадили Сану. Правивший в то время имам ал-Мутаваккил ал-Махди (сын ал-Мансура Али I) должен был согласиться на выплату им дань. В годы имамата его сына ал-Махди Абдаллаха прибрежные районы Йемена подверглись египетской оккупации, однако страна сохранила свою автономию. В 1823-1826 гг. египтяне предприняли несколько экспедиций в горные районы Йемена, но затем, отвлеченные морейской войной, покинули его. В 1834 г. они вновь оккупировали йеменскую Тихаму и район Таизза. В 1834 г. ал-Махди Абдаллах умер. Его сына ал-Мансур Али II после недолгого правления сверг в 1836 г. троюродный дядя ал-Насир Абдаллах. В 1841 г. имамом был признан родной дядя ал-Мансура Али, ал-Хади Мухаммад. После его смерти в 1844 г. ал-Мансур Али во второй раз занял престол, но через несколько месяцев был свергнут двоюродным дядей ал-Мутаваккилом Мухаммадом. Все время правления последнего прошло в постоянных смутах и мятежах. Ослаблением зейдитского имамата решили воспользоваться турки. В апреле 1849 г. турецкие войска высадились с военных кораблей в Ходейде. Имам ал-Мутаваккил Мухаммад, который с трудом удерживал власть над столицей, согласился впустить в Сану турецкий гарнизон и возобновил выплату дани султану. Но через три недели в городе вспыхнуло восстание. Турки были изгнаны из города, а имам убит. На короткое время имамом в третий раз стал ал-Мансур Али II, но он был свергнут в том же 1849 г. сыном ал-Мутаваккила, ал-Хади Халибом. С его падением в 1852 г. имамы окончательно утратили власть над страной.
Источник: Исторический словарь

Смотрите также: