Кошиц Нина Павловна

Что такое Кошиц Нина Павловна? Значение, перевод и происхождение термина Кошиц Нина Павловна в словарях:

Кошиц Нина Павловна

– (17.1.1892, Киев14.5.1965, Санта-Ана, шт. Калифорния, США) артистка оперы и камерная певица. Родилась в семье солиста Большого театра тенора Павла Алексеевича Порай-К. - артиста, высоко ценимого П.Чайковским, первого исполнителя на русской сцене вагнеровского Зигфрида. Певицей была и ее сестра Мария, брат - хороший дирижер.К. получила разностороннее музыкальное образование: Московскую консерваторию она окончила по классу вокала у профессора У.Мазетти, по классу фортепиано - у профессора К.Игумнова; занималась у С.Танеева. В год окончания консерватории (1913) К. дебютировала на сцене одного из лучших оперных театров России - Московской оперы С.Зимина в партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Во время работы в театре С.Зимина, продолжавшейся по 1918 включительно, она с большим желанием исполняла роли в новых операх, пусть даже и не претендующих на достоинства известных, - это Клара Милич в одноименной опере А.Кастальского, Руфь в одноименной опере М.Ипполитова-Иванова, Электра в танеевской «Орестее», Настя в опере А.0ленина «Кудеяр», Маша в «Капитанской дочке» Ц.Кюи, Анюта в заново оркестрованной опере XVIII в.М.Соколовского и Е.Фомина «Мельник - колдун, обманщик и сват» и т.п. При этом К. славились своим исполнением партий Лизы в «Пиковой даме» П.Чайковского, Ярославны в «Князе Игоре» А.Бородина, Дездемоны в «Отелло» Дж.Верди. К. гастролировала в Киеве, Казани, Тифлисе и Баку, выступала в Петербурге, в том числе на сцене Мариинского театра, но была по преимуществу «московской» певицей. Ее артистическая деятельность органично входила в богатейшую музыкальную жизнь Москвы предреволюционных лет. Наибольшую известность К. приобрела своими концертами, быстро завоевав репутацию первоклассного интерпретатора русской и мировой камерной вокальной классики, новых произведений русских композиторов. Она была в числе первых исполнителей кантаты С.Танеева «По прочтении псалма» (апр. 1915). Кульминационным пунктом раннего периода творчества К. стали пять концертов в ансамбле с С.Рахманиновым в октябре 1916январе 1917 в Москве, Петербурге, Киеве и Харькове. В программе были только произведения Рахманинова, в том числе посвященные певице Шесть романсов, ор.38, В 1920 вместе с украинским хором, руководимым ее братом, певица уехала в США. Дебют в Америке состоялся благодаря помощи руководителя симфонического оркестра в Детройте, дирижера и пианиста русского происхождения О.Габриловича. В 1921 К. впервые выступила в США в концерте Детройтского оркестра. Затем последовало приглашение в Чикагскую оперу, второй по значению театр Америки после «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке. Здесь в декабре 1921 К. стала участницей первого исполнения оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (партия Фата-Морганы). Чрезвычайно быстро певица приобрела известность и авторитет в музыкальном мире Америки. Ее приглашали для участия в симфонических концертах лучшие оркестры США - филадельфийский (тогда руководимый Л.Стоковским), Бостонский С.Кусевицкого.К. выступала на сценах театров Нью-Йорка и Филадельфии, гастролировала в Париже и Буэнос-Айресе. В Париже она встретилась с величайшей певицей предыдущего поколения Ф.Литвин и брала у нее уроки. В своих воспоминаниях Ф.Литвин называет К. лучшей ученицей, в чьем пении она «узнает себя». Кроме Франции, гастроли К. в Европе проходили в Бельгии и Голландии, скандинавских и прибалтийских странах. Характерным для исполнительской деятельности К. являлся цикл концертов из произведений русских композиторов, осуществленный в Нью-Йорке в 1926. В 1930-х певица ограничивала свою концертную деятельность пределами США. Здесь она концертировала в ансамбле с Н.Метнером (1929-30), давала сольные концерты с программами из произведений русских авторов в крупных и небольших городах. Концертный репертуар К. был поистине необъятным. Он включал классические русские романсы М.Глинки, А.Даргомыжского, Бородина, М.Балакирева, М.Мусоргского, романсы Чайковского (подготовленные под руководством С.Танеева), Н.Римского-Корсакова, Рахманинова, Метнера, А.Гречанинова, Н.Мясковского, С.Прокофьева, И.Стравинского, множество произведений менее известных авторов, зарубежную вокальную лирику от XVIII в. (Мартини) до XX в. (Равель). Певица сама была не чужда композиторских опытов: она автор ряда романсов на слова И.Бунина и др. русских поэтов, В исполнении огромного музыкального материала К. проявила качества музыканта высшего класса. Ее пение всегда отличали необычайная проникновенность, трепетность, искренность переживания. Обладая всей суммой данных для карьеры оперной певицы - изумительный голос (лирико-драматическое сопрано), большой сценический талант, яркая внешность, К. пренебрегала карьерой примадонны, хотя уже выступала как гастролер, и с успехом, на таких сценах как «Grand-Opera» в Париже, Чикагская опера, театр «Colon» в Буэнос-Айресе. Она и не ставила себе целью «завоевание» славы оперной «звезды». Концертная работа оставляла ей больший простор для творчества. В конце 1930-х К. поселилась в Голливуде. Здесь неожиданно в ее жизнь вторглось кино. Она снялась вместе с знаменитым французским актером Шарлем Буайе в фильме «Алжир». В 1940-х певица уже выступала редко. В дальнейшем ее основная работа - это вокальная педагогика (дочь - Марина Кошиц, стала незаурядной певицей; она участница известного фильма «Великий Карузо»). По заказам музыкальных издательств К. переводила на английский язык поэтические тексты романсов русских композиторов, Лучшим документом, сохранившим в какойто мере искусство К., являются ее записи. Самые ранние из них произведены в Киеве на рубеже 1913-14 компанией «Экстрафон» и выпущены в престижной серии пластинок под маркой «Артистотипия». В начале 1914 в Москве голос К. записала немецкая фирма «Beka» - это самые редкие пластинки певицы, до 1-й мировой войны их успело выйти в свет немного, В 1922 и 1923в США К. записывалась на фирме «Branswick». В 1928 и 1929 были сделаны лучшие, по сумме технических и художественных достоинств, записи выдающейся русской певицы. В Кемпдене (США) несколько пластинок записала компания «Victor». С дубликатов матриц в Европе эти диски выпускала знаменитая компания «Gramophone» (марка «His Masters Voice»). В числе этих записей романсы Гречанинова в ансамбле с автором у фортепиано, неповторимые исполнения фрагментов из «Князя Игоря» и «Садко», филигранные по технике пения и полные очарования «Эстрелита» М.Понсе и «Plaisir dAmour» Мартини. В 1939 в Нью-Йорке небольшое предприятие «Schirmer» записало альбом пластинок К" включающий 14 романсов Рахманинова, романсы Чайковского и А.Аренского и две пьесы («Любовь» Д.Садеро и «Очи черные»), в которых певица аккомпанирует себе на рояле. В этих записях уже чувствуются потери в голосе, но мастерство и одухотворенность исполнения захватывают слушателя. В США в 60-70-х были выпущены две «долгоиграющие» пластинки певицы. На одной были представлены избранные записи 1922-29 (к сожалению, реконструкция звучания выполнена небрежно), на другой - все записи 1939. На родине записи певицы, к сожалению, известны лишь незначительному кругу музыкантов и собирателей вокальных раритетов в грамзаписи.
Источник: Исторический словарь

Смотрите также: