Значение слова «кампанелла»

Что означает слово «кампанелла»? Значение слова «кампанелла» в словарях русского языка, ассоциации, синонимы, а также примеры употребления его в тексте.

Кампанелла

(от итал. campanella — колокольчик) — музыкальная пьеса,подражающая перезвону колокольчиков. Известный образец — ""Листа (фортепьянная транскрипция одноименной скрипичной пьесы Н. Паганини).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь
Кампанелла

(Campanella) Томмазо (1568-1639) — итальянский философ, поэт,политический деятель; создатель коммунистической утопии;монах-доминиканец. В "Философии, доказанной ощущениями" защищалнатурфилософию Б. Телезио; неоднократно обвинялся в ереси. В 1598-99возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен,ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии,политике, астрономии, медицине, в т. ч. "Город солнца" — произведение вформе рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирнойтеократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейсяотсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитаниемдетей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием наукии просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.—(Campanella) Томмазо (5 сентября 1568, Стило — 21 мая 1639, Париж),итальянский богослов, философ, гуманист, поэт.Родился в семье сапожника. В1582 вступил в доминиканский орден. Не удовлетворенный схоластическойученостью, культивируемой орденом, познакомился снатурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своемтрактате "Философия, доказанная ощущениями" (1591). Спасаясь от гоненийорденских властей, бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали пообвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме вернулся в Неаполь, а затем в Калабрию. Здесь он возглавил широкийантииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе1599. был схвачен как политический преступник и еретик,подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанскихтюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал многочисленные сочиненияпо философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике,математике, политике, в числе которых знаменитая утопия "Город Солнца"1623), "Монархия Мессии" (1633), "Метафизика" 1638), "Побежденный атеизм"(1631), "Апология Галилея" (1622).В 1626 добился перевода вРим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований итюрьмы. Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниямипапу Урбана VIII, смог получить освобождение. Однако в 1635, всвязи с требованиями испанских властей о его выдаче, бежал воФранцию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, издал многиеиз своих сочинений и написал новые политические трактаты с цельюподвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии отиспанского гнета.Современник основателей философии и науки нового времени- Кеплера и Галилея, Бэкона и Декарта — сам в большей мерепринадлежал культуре уходящего Возрождения. Человек необычайнойодаренности и разносторонних интересов, в своих сочиненияхстремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеивсех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программувселенского общественного и политического переустройства. Способность нетолько созерцать, но и изменять мир является, в глазах Кампанеллы,наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека,божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. Всвоей антропологии подхватывает темы и мотивы, свойственныеранним гуманистам, прежде всего Петрарке и Манетти.Сочинения:Город Солнца.М., 1954.Метафизика // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохиВозрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 323-333.Tutte le opere.Milano, 1954.Литература:Штекли А. Э. . М., 1959.Штекли А. Э."Город Солнца": утопия и наука. М., 1978.Amabile L. Fra Tommaso Campanellane Castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi. Napoli, 1887. V. 1-2.Firpo L.Ricerche campanelliane. Firenze, 1947.О. Ф. КудрявцевКАМПАНИЛА (итал. campanile) — в итальянской архитектуре средних веков иВозрождения 4-гранная или круглая башня-колокольня, обычно стоящаяотдельно от храма.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь
Кампанелла

Философия Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Я. Бема. Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы ("Lectiones phisicae, logicae et animasticae") вышло в 1588 г., а первое Бэконово — только в 1605 г. Подобно Бэкону, задается "восстановлением наук" (instauration scientiarum, ср. Instauratio magna Бэкона), т. е. созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение, сохраняемое памятью, и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных, посредством индукции, делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой "мирской" науки. Но это основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно, — недостаточно потому, что мы познаем в нем не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, т. е. способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом); недостоверно это познание потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы в бреду или во сне. Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствуют о действительном существовании данных в нем предметов, которые могут быть сновидениями, или галлюцинациями, то и в таком случай, т. е. даже в качестве заблуждения, он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito — ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы, по аналогии, заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром). Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу или мощь, 2) как мысль или знание и 3) как волю или любовь. Эти три положительных определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира бытие соединено с небытием или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание или качество всякого бытия, в его трех основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение или премудрость, воля — только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которой мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение или откровение самого Божества (ср. с Декартом). Из нее выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трех его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего или примесь небытия, в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире, как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено, 2) как высшая судьба или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется или приводится к внутреннему достоинству. — При своей внешней феноменальной раздельности все вещи, по внутреннему существу своему или метафизически, причастны единству Божьему, а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта "симпатическая" связь вещей или естественная магия предполагает в основе всего творения единую мировую душу — универсальное орудие Божье в сознании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание. В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости во Христе. Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству, как общественному целому, еще в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше). был если не самым глубокомысленным, то, без сомнения, самым широким и универсальным умом между представителями новой философии, не исключая Лейбница и Шеллинга. Он не был достаточно оценен, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло оказаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм; третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, был передовым бойцом современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт. Вл. С.

Источник: Философский словарь

Синонимы к слову «кампанелла»

  1. колокольчик
  2. пьеса
Все синонимы к слову «кампанелла»