Лапшин иван иванович

Что означает словосочетание «лапшин иван иванович»? Значение словосочетания «лапшин иван иванович» в словарях русского языка, ассоциации, синонимы, а также примеры употребления его в тексте.

Значение словосочетания «лапшин иван иванович»

Лапшин иван иванович

Лапшин, Иван Иванович — философ. Родился в 1870 г. Преподавал логику в Александровском лицее; состоит профессором философии в Петроградском университете, на высших женских и на военно-педагогических курсах. Перевел с английского "Text-Book of Psychology" Джэмса, приложив к нему статью: "Философское значение психологических воззрений Джэмса". За сочинение "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906) получил степень доктора философии. В этом сочинении Лапшин стоит на почве критицизма и доказывает, что законы мышления не приложимы к вещам в себе. Другие главные его труды: "Вселенское чувство" (1895; переиздано в сборнике "Свободное слово"); "Проблема чужого "я" в новейшей философии" (СПб., 1910); "О перевоплощаемости в художественном творчестве" ("Вопросы теории и психологии творчества", т. V, Харьков, 1914); "Неокритицизм Шарля Ренувье" ("Новые идеи в философии", сборник 13-й); "Психология эмоционального мышления Генриха Малера" (там же, сборник 16-й). Лапшин — сотрудник 86-томного "Энциклопедического Словаря" Брокгауза — Ефрона и настоящего Словаря.

Источник: Биографический словарь
Лапшин иван иванович

Лапшин, Иван Иванович — философ. Родился в 1870 г. Преподавал логику в Александровском лицее; состоит профессором философии в Петроградском университете, на высших женских и на военно-педагогических курсах. Перевел с английского "Text-Book of Psychology" Джэмса, приложив к нему статью: "Философское значение психологических воззрений Джэмса". За сочинение "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906) получил степень доктора философии. В этом сочинении Лапшин стоит на почве критицизма и доказывает, что законы мышления не приложимы к вещам в себе. Другие главные его труды: "Вселенское чувство" (1895; переиздано в сборнике "Свободное слово"); "Проблема чужого "я" в новейшей философии" (СПб., 1910); "О перевоплощаемости в художественном творчестве" ("Вопросы теории и психологии творчества", т. V, Харьков, 1914); "Неокритицизм Шарля Ренувье" ("Новые идеи в философии", сборник 13-й); "Психология эмоционального мышления Генриха Малера" (там же, сборник 16-й). Лапшин — сотрудник 86-томного "Энциклопедического Словаря" Брокгауза — Ефрона и настоящего Словаря.

Источник: Исторический словарь
Лапшин иван иванович

(1870-17. И. 1952, Прага ) — философ, ученик и последователь А-а И. Введенского. Учился на историко-филологическом ф-те Петербургского ун-та, по окончании к-рого был командирован за границу. С 1897 г. — приват-доцент, с 1913 г. — экстраординарный проф. Петербургского ун-та, преподавал логику в Александровском лицее. В 1922 г. выслан вместе с группой философов из России. Поселился в Чехословакии, был проф. Русского юридического ф-та в Праге. Главным трудом Л. является кн. "Законы мышления и формы познания" (Спб., 1906), за к-рую он получил степень доктора философии. В ней он занимает позицию кантовского критицизма, провозглашает полный отказ от метафизики, к-рая своими догматами стесняет свободу мысли. Метафизический дуализм "вещей в себе" и "познающего субъекта" он считает "фальшивым". "Мы отказываемся переносить законы мышления на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию", — пишет Л. (Законы мышления и формы познания. С. 135). Для Л. познаваемы лишь те предметы, к-рые обладают чувственным содержанием, оформлены временем, пространством и др. категориями, т. е. в опыте. Большую роль отводит Л. применению к познаваемым предметам закона противоречия, к-рый находится в необходимой связи с формой времени и пространства. Объект может иметь противоречивые свойства в разное время, но это невозможно в одно и то же время. Этот закон неприменим к "вещам в себе", и о них нельзя сказать, существуют они или нет. Отвергая все виды догматической метафизики, Л. тем не менее рассматривает их как "рабочие гипотезы", имеющие в руках наиболее даровитых мыслителей известную эвристическую ценность, "определенный коэффициент полезного действия". Изучая проблему "чужого я", Л. пришел к выводу, что последнее есть гипотетическая конструкция, что "трансцендентная реальность чужого я недоказуема" и можно говорить лишь об имманентной реальности чужого я (благодаря представлению о "плюрализме сознаний"). Несомненный интерес представляет работа Л. "Философия изобретения и изобретение в философии" (Пг.,1922, т. 1-2; 2-е изд. Прага, 1924), в к-рой он всесторонне разбирает внешние и внутренние условия творчества. При этом он исходит из следующих идей, в к-рых выражается его общая философская система: 1) философия есть особая наука, не совпадающая по своему содержанию ни с одною из положительных наук; 2) прогресс философии теснейшим образом связан с эволюцией специальных областей научного знания; 3) изучение научного, технического и философского творчества может оказывать полезное влияние на сам процесс изобретения. Л. отграничивает философское творчество от религиозного. Философия есть научная область духовной деятельности, сфера познавательного, а не эмоционального мышления. В силу этого нельзя, по Л., говорить о философии и как об искусстве. По мере восхождения к более высоким и тонким потребностям человека, каковыми являются религия, искусство, наука и философия, формы изобретения углубляются, но механизм изобретательности в осн. чертах остается тем же. Исходным пунктом для философской изобретательности (творчества) является "великая философская страсть удивления" человека перед фактом его бытия, перед загадками познания и деятельности, перед вопросом о сущности мира и цели бытия. Л. выявляет "философскую потребность" в изобретении. Она состоит в том, чтобы дать разумные ответы на 3 вопроса, поставленные в древности Пирроном и повторенные в измененном виде И. Кантом: "Из чего состоят вещи?", "Какое отношение мы должны себе к ним усвоить?", "Какую выгоду получат те, которые выполнят это?" (по Канту: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?"). "Подталкивающим импульсом" к поискам новой концепции мысли является для Л. страдание, недовольство "привычной стороной ранее принятого мировоззрения". Кроме "подталкивающего импульса", в процессе изобретения играет роль и "притягивающий мотиву — "тяга к интеллектуальной гармонии, смутное прозрение в сферу нового миропонимания, более истинного". Изобретение, по Л., осуществляется за счет "комбинаторики фактов", "комбинаторики мыслей", "комбинаторики точек зрения" и "комбинаторики форм выражения" (т. е. экспериментов в области стиля, с тем чтобы выработать "ясную и отчетливую терминологию для передачи своих совершенно новых мыслей"). Все 4 типа комбинаторики (или "поля испытаний") действуют в творческом духе ученого или философа под "непрестанным контролем мысли". Творчество для Л. есть сочетание "упорного труда и свободной и непринужденной игры".

Источник: Философский словарь