Легитимность

Что такое Легитимность? Значение, перевод и происхождение термина Легитимность в словарях:

Легитимность

– правомочность выборного органа или выборного лица.
Источник: Бизнес словарь

Легитимность

– (от лат. legitimus - законный) - состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.
Источник: Политический словарь

Легитимность

– ( лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) - определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом. История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем. Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л. Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности. Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института. В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.). Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма. Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство". Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.). Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения. Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять". В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти: 1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности - специфические политические структуры; 3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя. Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др. Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.
Источник: Политический словарь

Легитимность

– (от лат. "легитимус" - законный) - законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.
Источник: Политический словарь

Легитимность

– (от лат. legitimus - законный) - признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности. Л. - основа демократической власти и политики, источник их авторитета и уважения, добровольного подчинения им, важнейшее основание для принятия и изменения политических решений, их практического проведения в жизнь. Так, политическая власть, не получившая своего одобрения, признания на референдуме, выборах или иным нормативным путем, не может обладать Л., а следовательно, может не признаваться обществом, той или иной его частью, потерять уважение и авторитет, а в конечном счете оказывается обреченной. Большое внимание проблеме Л. уделил М. Вебер, который выделил три ее вида и соответственно три вида власти: 1) традиционный - основанный на традициях, обычаях и т.д.; 2) харизматический - эмоционально-волевой; и 3) рациональный, базирующийся на установленном законодательством, рационально обоснованном порядке. Первым двум соответствует личный вид власти, а третьему - государственный. Понятие «Л.» тесно связано с категорией «легальность», но не тождественно ей: они могут совпадать в лице одной и той же власти, а могут и не совпадать. Первое, в отличие от второго, не обязательно связано с юридическим оформлением конституционности, законности данной власти. Конституция, закон может закреплять и такую иррациональную власть, которая весьма далека от одобрения, признания со стороны общества (напр., диктатура тирана). Более того, такая власть может, как показывает опыт фашизма, сталинщины и др., добиться даже внешнего, формального одобрения большинством общества массовых репрессий. Процесс, процедура признания Л. власти называется ее легитимизацией, а потеря ею Л. - делегитимизацией. Проблеме Л. особенно много внимания, помимо Вебера, уделили Т.Парсонс, Ю.Хабермас и др.
Источник: Политический словарь

Легитимность

– - признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством.
Источник: Политический словарь

Легитимность

– - убеждение в том (прежде всего моральное), что принятый политический порядок справедлив и законен. Легитимная власть - власть, опирающаяся на подобные убеждения большинства населения (см.: легальность). (лат. legitimus - законный), признание об-вом и осн. политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления (наследования, избрания или захвата). Согласно М. Веберу различают три модели Л., т.е. основания, способствующие наделению правителей авторитетом. (1) Традиционная Л. основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся в данном об-ве. (2) Харизматическая Л. характеризуется преданностью населения политическому лидеру, правителю в силу его "богоизбранности" и необыкновенных способностей. (3) Легально-рациональная Л. обеспечивается признанием авторитета руководителя и вообще должностных лиц, если их действия соответствуют надлежащим правилам и осуществляются при соблюдении установленных формально-рациональных (бюрократических) процедур. Именно такие действия властей воспринимаются как беспристрастные и справедливые. Л. власти обеспечивается на трёх уровнях: (1) на идеологическом, основанном на степени соответствия действий власти определенной идеологии; (2) на структурном, к-рый характеризует устойчивость и надёжность социально-политической системы, а также способов и механизмов формирования её основных ин-тов; (3) на персоналистском, связанным с одобрением населением деятельности конкретного властвующего лица. Л., понимаемая в широком смысле (Ю. Хабермас), означает, что все социальные системы (ин-ты и люди, их олицетворяющие) должны обладать определенным признанием со стороны большинства населения. Такое признание, что примечательно, напрямую связано с политической инертностью граждан ("молчание - знак согласия"). Однако, то или иное, но неизбежное и систематическое вмешательство государственных структур в частную жизнь граждан подрывает это признание, разрушает былую инертность, порождая, т. обр., потенциальный кризис Л. В совр. социологии и политологии принято различать Л. власти, понимаемую как её одобрение со стороны большинства населения, и легальность власти, означающую её формальную законность. Такое различение, очевидно, правомерно, поскольку совр. (и не только) политическая и социальная практика показывают, что не всякая формально законная власть имеет необходимое одобрение со стороны об-ва и наоборот, - не всякая одобряемая власть законна. А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии.
Источник: Политический словарь

Легитимность

– характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы  и устанавливает образцы поведения.
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– (от лат. legitimus - гласный с законами, законный, правомерный надлежащий, должный, правильный) - термин  применяемый в социологии для характеристики порядка социального (см.), обладающего престижем, в силу к-рого он диктует индивидам обязательные требования и устанавливает образцы поведения. В своем специфически социология.  смысле введен М. Вебером, чтобы отличить "эмпирическую" Л. соц. порядка от нормативной. "Значимость" всякого данного соц. порядка, по М. Веберу, - это возможность ориентации соц. поведения (и соц. отношений) индивидов на их представление о существовании легитимного порядка. Л. оказывается, таким образом, не свойством самого соц. порядка, но свойством определенного представления о нем, отправляясь от к-рого, люди ведут себя определенным образом. устанавливая определенные отношения друг с другом. Л. соц. порядка, выражающаяся в "значимости" его норм как требований и образцов поведения индивидов, может сохраняться и при их нарушении в тех или иных отдельных случаях, коль скоро нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления. Сам факт  необходимости для преступника скрывать свои поступки, нарушающие соц. порядок, свидетельствует о том, что он по-прежнему "значим" в качестве легитимного, задающего норму поведения. То же происходит и в случае достаточно многочисленных "частичных проступков и нарушений, без к-рых не обходится ни один эмпирически существующий соц. порядок. Поскольку им пытаются придать вид Л.. постольку сами эти попытки свидетельствуют о том, что этот порядок сохраняет свою легитимную "значимость", по крайней мере, в определенной среде. В противоположность юриспруденции непреложными целями для социологич. понимания Л., согласно М. Веберу, нет абсолютной противоположности между легитимной значимостью соц. порядка и отсутствием таковой. Социологич. "значимость" и, соответственно, Л. каждой из нормативных систем определяется тем, в какой мере существует вероятность  того, что поведение  будет действительно на нее ориентировано. Веберовская концепция  Л. была ассимилирована западноевропейской социологией XX в. - прежде всего социологией права  и политической социологией. Ю.Н. Давыдов.
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– - англ. legitimity; нем. Legitimitat. 1. Правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам  и ценностям. 2. По М. Вебеpу - признание  правомерности, значимости, законности соц. порядка, типа господства. См. ГОСПОДСТВО ЛЕГИТИМНОЕ.  3. По С.М. Липсету - признание полит. системы наиболее соответствующей данному обществу.
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в т. ч. и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Вопрос о Л. обычно встает при смене правительства (политического режима) в результате революции или переворота.
Источник: Юридический словарь

Легитимность

– (legitimacy). Убеждение  в том, что принятый политический порядок справедлив и законен.
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– (лат. legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение  и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета   и целей. М. Вебер ввел понятие  "признание" в социологию, преобразовав его в категорию "ориентации на другого", таким образом, признание оказалось конститутивным моментом социального действия как такового. "Ориентация  на другого" как основание социального действия понимает и принимает "всеобщее" социального порядка лишь постольку, поскольку "всеобщее" признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение.  Понятие "Л." оказывается необходимым для социологического исследования общества и используется Вебером при установлении типов легитимного господства, такого, которое признается управляемыми индивидами. Л., следовательно, есть не свойство социального порядка, но свойство определенного представления о нем. Процесс  легитимации обнаруживает себя составляющим репрезентативной культуры (в определении Ф. Тенбрука), способствуя восприятию мира и социальной действительности как "должного". Легитимация  объясняет социальный порядок,  придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям; легитимация оправдывает социальный  порядок, придавая нормативный  характер его практическим императивам, то есть включает когнитивный и нормативный аспекты. Проблема  Л. не есть только проблема ценности,  она с необходимостью включает также и знание,  а именно знание того, что и каким образом может быть сказано и сделано в культуре или сообществе. Функцию легитимации или правила признания принимает социальный универсум, впитавший различные области значений и теоретических конструкций, включающий институциональный порядок во всей его символической целостности и предполагающий возможность существования различного понимания его смысла, каждый из которых социально значим, и, следовательно, представляется легитимным определенным социальным группам,  ориентирующимся на него в реальном поведении. С.А. Радионова
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– ( от лат. законный, должный, правильный ) – термин,  введенный в специфически социологическом смысле Вебером для характеристики социального порядка, обладающего престижем и в силу этого – фактической нормативной значимостью для социального поведения людей. Т.е., легитимность  – это вера  в значимость социального порядка, делающая неприемлемым нарушение его норм и требований. социального порядка гарантируется различными способами: 1. аффективным (аффективное действие)  – на основе эмоциональной приверженности данному порядку; 2. ценностнорациональным (ценностнорациональное действие)  – на основе уверенности в его безусловной ценности;  3. собственно религиозным образом – на основе веры в то, что от сохранения данного порядка зависит высшее благо и спасение людей.
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы  и устанавливает образцы поведения.
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– (legitimacy) — см. Легитимный авторитет. 
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– - понятие,  обозначающее, что у власть  предержащих, кроме наглости, есть и другие основания находиться при : романтическое - "каждый из нас" и реалистическое - "редкий из нас".
Источник: Социологический словарь

Легитимность

– (от лат.-законный, узаконенный ): принцип, характеризующий государственную власть как законную, правомерную, позволяющий признавать законный характер ее происхождения и наделяющий ее безусловным правом управлять государственной жизнью. Рациональная Л. имеет место там, где государственная власть соблюдает законность, не ущемляет естественные права граждан, а все ее управленческие акции носят законный характер.
Источник: Философский словарь

Легитимность

– (лат. legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета и целей. М. Вебер ввел понятие "признания" в социологию, преобразовав его в категорию "ориентации на другого", таким образом признание оказалось конститутивным моментом социального действия как такового. "Ориентация на другого" как основание социального действия понимает и принимает "всеобщее" социального порядка лишь постольку, поскольку "всеобщее" признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение. Понятие Л. оказывается необходимым для социологического исследования общества и используется Вебером при установлении типов легитимного господства, такого, которое признается управляемыми индивидами. Л., следовательно, есть не свойство социального порядка, но свойство определенного представления о нем. Процесс легитимации обнаруживает себя составляющим репрезентативной культуры (в определении Ф. Тенбрука), способствуя восприятию мира и социальной действительности как "должного". Легитимация объясняет социальный порядок, придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям; легитимация оправдывает социальный порядок, придавая нормативный характер его практическим императивам, то есть включает когнитивный и нормативный аспекты. Проблема Л. не есть только проблема ценности, она с необходимостью включает также и знание, а именно знание того, что и каким образом может быть сказано и сделано в культуре или сообществе. Функцию легитимации или правила признания принимает социальный универсум, впитавший различные области значений и теоретических конструкций, включающий институциональный порядок во всей его символической целостности и предполагающий возможность существования различного понимания его смысла, каждый из которых социально значим, и, следовательно, представляется легитимным определенным социальным группам, ориентирующимся на него в реальном поведении. С.А. Радионова
Источник: Философский словарь

Легитимность

– правомочность выборного органа или выборного лица.
Источник: Экономический словарь

Смотрите также: