Нарциссизм

Что такое Нарциссизм и что оно означает? Значение и толкование слова Нарциссизм в словарях русского языка, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Психологическая энциклопедия

Нарциссизм

– - половая перверсия. Характеризуется эротическим влечением - к своему собственному телу. При этом основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание. Название дано по имени героя древнегреческой мифологии Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в воде.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– (в греч. мифологии Нарцисс, увидя свое отражение в воде, влюбился в самого себя): 1. Разновидность сексуальной перверсии, при которой человек относится к собственному телу как объекту эротического интереса. Половое удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, особенно половых органов, иногда в сопровождении мастурбации. Син: аутомоносексуализм, аутофилия, аутоэротизм. 2. В психоанализе - часть либидо, сосредоточенная на "Я" (нарцистическое либидо). Выделяется нарцистическая фаза нормальной детской сексуальности, первичный Н., который с возрастом сосредоточивается на "Я" и служит основой самолюбия. Н. фаза в развитии либидо следует за фаллической и продолжается до начала полового созревания. "НАСИЛЬСТВЕННАЯ" НОРМАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ. См. Форсированная нормализация электроэнцефалограммы.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– (Narcissism; Narzissmus) - психоаналитический термин, означающий, в узкоклиническом смысле, сексуальную перверзию, при которой предпочитаемым субъектом объектом выступает его же собственное тело; в более широком значении - любое проявление любви к себе.Юнг допускал употребление этого термина в психопатологии, но при этом ограничивал его тем, что называл "мастурбаторной самовлюбленностью" (CW , par. 204). В противном случае Нарциссом оказывался "всякий человек, преследующий свою собственную цель" (СС, пар. 102; см. также КСП; с. 93).
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– (Narcissism). В качестве одного из основных видов психической патологии Фромм выделяет злокачественный нарциссизм, проявляющийся в том, что индивид игнорирует все, не имеющее к нему прямого отношения. Внимание нарцисса сосредоточено исключительно на самом себе, причем его чувствительность в отношении собственного тела ведет к ипохондрии, гипертрофированному беспокойству за свое физическое и моральное здоровье.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– (англ. narcissism; по имени героя древнегреч. мифологии) - влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качестве сексуального объекта. Син. аутоэротизм, аутомо-носексуализм, нарцизм.Поведенческим проявлением Н. является достижение сексуального удовлетворения путем любования своим обнаженным телом, особенно половыми органами. Последнее некоторые авторы рассматривают как основание отнесения онанизма к формам аутоэротизма. Однако для понимания сексуальных девиаций имеет значение не только механизм удовлетворения, но и объект влечения (напр., к мастурбации прибегают и фетишисты): именно здесь имеется существенное различие, т. к. фантазии "чистого" онаниста направлены не на себя. Н. встречается у мужчин и женщин, чаще всего в возрасте 14-18 лет, как эпизод в процессе формирования сексуальности (нормальной или девиантной) и редко полностью замещает остальные формы сексуального поведения в зрелом возрасте. Чаще всего Н. или его элементы имеют место при воспитании ребенка в изоляции от сверстников, усиливающей роль его тела как предмета изучения. Помимо этого, Н. может развиваться на почве истерической психопатии. К. Юнг, X. Кохут и др. видели в Н. следствие плохого семейного воспитания, лишенного эмпатии.Распространению термина "Н." содействовал 3. Фрейд, который трактовал Н. шире, чем собственно сексуальную девиацию, - как закономерную стадию развития либидо. Каждому ребенку свойственны некоторые элементы Н. ("первичный Н."), вскоре угасающие, но впоследствии могущие стать доминирующими и определить выбор сексуального объекта (вторичный Н., или нарциссические нарушения личности). Суть Н., по Фрейду, - помещение в самости всего внешнего мира, неспособность различения самости и мира, что определяет как внутренний мир, так и поведение: нарциссическая личность поглощена собой, отрезана от др., плохо социально адаптирована, тщеславна, манерна. "Либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное Я, и т. о. создается состояние, которое мы можем назвать Н>. Нарциссический тип выбора предполагает одну из 4 возможностей для сексуального объекта: а) самого себя - "то, что сам из себя представляешь"; б) "то, чем прежде был"; в) "то, чем хотел бы быть"; г) "лицо, бывшее частью тебя" (в то время как др., опорный, тип предполагает выбор вскармливающей женщины или защищающего мужчины). Для Фрейда Н. - скорее личностное свойство, проявляющееся в отсутствии потребности любить другого и быть любимым. Интересно, что Фрейд видит дальнейшее развитие Н. в родительской любви к детям (которую многие считают высшим проявлением альтруизма). Ребенок воспринимается как нечто, с одной стороны, являющееся частью родительского Я, а с др. - представляющее то, чем это Я хотело бы быть. Поэтому родительское преувеличение достоинств и игнорирование "обычности" и недостатков ребенка, стремление убрать с его дороги все препятствия дабы он мог воплотить все неисполненные желания родителей расценивается Фрейдом как возрождение Н. родителей. (И. А. М.)
Читать ещё
Социологический словарь

Нарциссизм

– (от греч. Narkissos - имени мифологического юноши-красавца, влюбившегося в свое отражение  в воде) - англ. narcissism; нем. Narzissmus. 1. Самовлюбленность; направленность интересов личности на себя. 2. Форма  себялюбия, являющаяся следствием развития детской психики, характеризующаяся аутоэротизмом, предшествующим сексуальному влечению к другому, способности любить других. 3. Сексуальное отклонение, при к-ром субъект  предпочитает собственное тело  в качестве источника наслаждения.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– Этот термин происходит из греческого мифа о несчастной эмоциональной увлеченности молодого человека своим собственным отражением. В наиболее общем смысле этот термин используется для обозначения чрезмерного самолюбования. Однако он может иметь любое из ряда значений в зависимости от специфической ориентации автора. О специфических значениях в психоаналитической теории см. первичный нарциссизм, вторичный нарциссизм и нарциссический невроз; о современном употреблении в стандартной психиатрии см. нарциссическое расстройство личности. Обратите внимание, что в некоторых работах нарциссизм называется эго-эротизмом.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– (narcissism) Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой предпочитаемый субъектом объект - его собственное тело (в этом значении термин впервые употребили Хавелок Эллис и Нэкке. В более широком значении - любая форма любви к себе.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– - в психоанализе (на основе греческого мифа о Нарциссе) - влечение к своему собственному телу. Н. первичный - либидо ребенка, обращенное полностью на себя. Н. вторичный - отнятие либидо от объекта и обращение его вновь на самого себя, свое Я.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– Данное понятие до настоящего времени является едва ли не самым туманным в психоаналитической психологии. Мнения исследователей расходятся как относительно категории, границ и статуса явления обозначаемого этим термином, так и относительно его природы, механизмов возникновения и конкретных форм проявления. В концепции динамической психиатрии нарциссизм рассматривается как одна из центральных Я-функций, изначально выполняющая конструктивную роль, в качестве регулятора процессов энерго-информационного обмена между обособляющимся Я и социумом, а также представляющую исходный потенциал развития индивида, на основе которого происходит формирование других интрапсихических образований. Поэтому формирование нарциссизма рассматривается как необходимый этап личностного развития. Вместе с тем, в зависимости от неосознаваемой групповой динамики первичного симбиоза (ключевыми являются бессознательные «поведенческие программы» матери или первичного ближайшего окружения, импритируемые и интериоризируемые ребенком) нарциссизм может приобретать деструктивные или дефицитарные черты, становясь дезадаптирующим или блокирующим развивающееся «Я» личности. 1. Конструктивный нарциссизм Конструктивный нарциссизм означает признание собственной ценности, «форму любви самого себя», базирующуюся на положительном опыте межличностных отношений и оценках значимого окружения; одобрение и позитивное отношение к различным сферам своего существования - как собственному телу, телесным процессам, переживаниям, чувствам, мыслям, действиям, так и к собственной духовности. Иными словами, это целостное реалистическое принятие себя, позитивное представление о своей личности и гармоничное сочетание разнообразных проявлений «Я для себя» и «Я для других». В поведении конструктивный нарциссизм проявляется уверенностью в себе, хорошим эмоциональным самоконтролем, способностью находить интуитивные решения, действовать спонтанно, самостоятельно, брать на себя ответственность, противостоять давлению социума, общественного мнения, недоброжелательным оценкам и манипулятивному поведению, ориентированностью на собственную систему ценностей, ощущением собственной силы и компетентности, реалистичным самовосприятием и реализацией собственных возможностей; терпимостью к собственным слабостям и недостаткам других; многообразием интересов и побуждений, полнокровной телесной жизнью; способностью устанавливать разнообразные межличностные контакты и поддерживать теплые доверительные отношения, сохраняя собственные цели и предпочтения; способностью любить и быть любимым, сохраняя внутреннюю целостность, самостоятельность и автономность; безболезненным переживанием временного одиночества, не испытывая чувств тоски или скуки; Личность с конструктивным нарциссизмом характеризуется адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства, высокой самодостаточностью, здоровым честолюбием, открытостью, способностью наслаждаться полнотой жизни в самых разных ее проявлениях и получать ощущение радости от растущих возможностей самореализации; умением искренне прощать ошибки и промахи себе и другим, извлекая необходимые уроки и увеличивая свой жизненный опыт; эмоциональной и духовной зрелостью. 2. Деструктивный нарциссизм Деструктивный нарциссизм, как патологическое искажение конструктивного нарциссизма, означает искажение или нарушение способности личности реалистично воспринимать, ощущать и оценивать себя; нестабильность отношения к себе, проявляющаяся колебаниями идей собственной переоценки и недооценки с невозможностью стабилизации отношения к себе вследствие невозможности объективизировать его в «зеркале» межличностного взаимодействия. Причиной деструктивной патологии Я-функции нарциссизма является негативный опыт ранних симбиотических переживаний «сотканных» из обид, страхов, отказов, разочарований, запретов, предубеждений, предрассудков и фрустраций с чувствами обойденности и несправедливости, вызванных бессознательным отвержением (непоследовательным, противоречивым, лишенным нежности и заботы отношением) ребенка матерью (первичной группой), неспособной предоставить младенцу адекватную защиту и выстроить за него правильные границы своего Я. В этой связи у ребенка формируется искаженное или противоречивое восприятие реальности, обрекая его на постоянную зависимость от нарцистической поддержки («нарциссического питания») извне и препятствуя (ввиду коммуникативных нарушений или аутизма) получению необходимой для развития Я-идентичности социальной энергии. В поведении деструктивный нарциссизм проявляется ненасытным стремлением находиться в центре внимания и получать подтверждение своей значимости от окружающих в сочетании с непереносимостью критики и избеганием ситуаций реальной внешней оценки собственной личности; подозрительностью, сочетанием фасадной (демонстрируемой) безупречности с чрезмерной требовательностью и непримиримостью к недостаткам и слабостям других; отсутствием спонтанности, чрезмерной настороженностью, сдержанностью, выраженной противоречивостью, нестабильностью, неспособностью к открытому общению и близким, доверительным отношениям; выраженной тенденцией к манипулированию другими. Деструктивно-нарцистическая личность характеризуется неадекватно-противоречивой оценкой себя, своих действий, способностей и возможностей, низкой толерантностью к фрустрациям (стрессоустойчивостью); искаженным восприятием других, крайней обидчивостью, чрезмерной осторожностью, закрытостью, тенденцией постоянно контролировать собственную экспрессию, и трудностями в общении, ощущением неразделенности и непонятности другими субъективно важных переживаний, чувств, интересов и мыслей, высокой потребности в общественном признании. При значительной степени выраженности деструктивный нарциссизм может проявляться аутизмом (неспособностью к контактам и отношениям), параноидными реакциями; бредовыми идеями, галлюцинациями или психосоматическими расстройствами. 3. Дефицитарный нарциссизм Дефицитарный нарциссизм представляет собой рудиментарное (недоразвитое) состояние конструктивного нарциссизма, как неспособность ощутить самодостаточность и автономию, сформировать целостное представление о своей личности, реалистично оценивать себя, равно как и придавать значение своим желаниям, целям, мотивам и поступкам, отстаивать собственные интересы и иметь самостоятельные взгляды, мнения и точки зрения. Причиной дефицитарного нарциссизма является холодная, безразличная и равнодушная атмосфера ранних симбиотических отношений с внешне формально-безупречным, ориентированным на социальные нормы, физическим уходом матери за ребенком, но с недостаточным проявлением к нему материнской любви, нежности и собственно человеческой заботы. Такая ситуация препятствует формированию у ребенка собственных границ Я, выделению себя из симбиоза с матерью, становлению первичной Я-идентичности и в дальнейшем почти фатально предопределяет глубокий «нарцистический голод» (неосознаваемую потребность в отношениях симбиотического слияния), удовлетворение которого занимает центральное место в жизни человека. В поведении дефицитарный нарциссизм проявляется выраженной зависимостью от окружающих, пассивностью, уступчивостью, трудностями выделения собственных мотивов и желаний, взглядов и принципов; невозможностью установления и поддерживания «полноценных» межличностных контактов и отношений без ущерба для своих интересов, потребностей, жизненных планов; бедностью эмоциональных переживаний, преобладанием общего фона безрадостности, пустоты, забытости и скуки; непереносимостью одиночества, выраженным неосознанным стремлением к отношениям симбиотического слияния (к теплым, близким отношениям, в которых можно полностью «раствориться» и укрыться от невыносимых страхов и проблем реальной жизни, личной ответственности и собственной идентичности). Дефицитарно-нарцистическая личность характеризуется низкая самооценкой, чувством собственной незначительности, неуверенность в себе, своих возможностях, силе и компетенции, несамостоятельностью, пессимистичностью, чрезмерной идентификацией с нормами, ценностями, потребностями и целями ближайшего окружения (конформностью); самоотверженностью, невозможностью формировать и сохранять собственные цели и предпочтения, неспособностью к подлинным человеческим контактам, к конструктивному взаимодействию с жизнью с невозможностью в достаточной степени ощутить ее полноту, узостью и специфичностью круга интересов, ощущением своей неполноценности и ненужности, постоянной потребностью в нарцистическом «питании» (поддержке, помощи, присутствии рядом и т.п.) с довольствованием лишь ролью пассивного реципиента (принимающего). Три разных аспекта нарциссизма (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– (нарцизм) - согласно З. Фрейду - состояние и направленность либидо на Я. Нормальная стадия полового развития. Одна из отличительных черт невротиков - задержка на этой стадии психосексуального развития. Представление о нарциссизме восходит к древнегреческому мифу о прекрасном юноше Наркиссе (Нарциссе), влюбившемся в свое отражение в воде. Обычно это понятие используется как синоним самовлюбленности, но довольно часто - и как символ человеческого самопознания ("познай самого себя"), и цветок нарцисс - эмблематическое изображение философии как формы самопознания. В психоанализе этот термин применяется в нескольких сопрягающихся значениях. 1. Общее первоначальное состояние либидо, направленное на собственное Я (-> автоэротизм). 2. Вторичное обращение части либидо на Я - стадия сексуального развития, на коей половое влечение ищет удовлетворения не на другом объекте, а на самом себе. Но при этом объект сексуальности - не отдельные части тела, как при автоэротизме, а тело как целое. 3. Либидинозное дополнение эгоизма. 4. Извращение, перверсия половая, характерная эротическим влечением к своему собственному телу, при коем взрослый индивид дарит собственному телу все нежности, обычно даваемые постороннему сексуальному объекту. Основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание. 5. Нарциссическое удовлетворение (культурой, культурным идеалом) - бессознательное самолюбование, самодовольство и самовлюбленность членов некоего культурного сообщества.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– (narcissism) - чрезмерная самовлюбленность, а также ощущение собственной чрезмерной важности. В терминах Фрейда нарциссизм - это состояние, при котором собственное эго выбирается в качестве объекта любви и поклонения. Некоторые проявления нарциссизма имеются у большинства людей, однако когда они становятся преувеличенными, то могут являться одним из симптомов шизофрении, изменений личности или каких-либо других заболеваний. - Нарцистический (narcissistic).
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– Словообразование. Происходит от имени героя древнегреческой мифологии Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в воде. Категория. Форма половой перверсии. Специфика. Характеризуется эротическим влечением к своему собственному телу. При этом основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание и т.д.
Читать ещё
Психологический словарь

Нарциссизм

– Нем.: Narzissmus. - Франц.: narcissisme. - Англ.: narcissism. - Исп.: narcisis-mo. - Итал.: narcisismo. - Португ.: narcisismo.o Согласно мифу о Нарциссе, любовь к собственному образу.o 1) Термин "нарциссизм" (а) впервые появляется у Фрейда в 1910 г. Для обозначения гомосексуального выбора объекта: гомосексуалисты "...видят сексуальный объект в самих себе; они исходят из нарциссической установки и ищут похожих на себя молодых людей, которых они могли бы любить так же, как мать любила их" (la).Открытие нарциссизма заставляет Фрейда предположить - в случае Шребера (1911) - существование особой стадии сексуального развития, промежуточной между автоэротизмом и объектной любовью. "Субъект начинает видеть (объект любви] в самом себе, в своем теле" (2), что позволяет впервые свести сексуальные влечения воедино. Ту же точку зрения мы находим и в "Тотеме и табу" (Totem und Tabu, 1913).2) Мы видим, что Фрейд пользовался понятием нарциссизма еще до того, как посвятил ему отдельное исследование (К введению в нарциссизм (Zur Einf?hrung des Narzissmus, 1914)). В этом тексте понятие нарциссизма вводится в психоаналитическую теорию в целом, прежде всего в область либидинальных влечений. В самом деле, при психозе ("нарциссическом неврозе"*) либидо способно к перенагрузке Я при разгрузке объекта; а это предполагает, что "...по сути, нагрузка Я при этом сохраняется и относится к объектным нагрузкам так же, как тело живой протоплазмы - к выпускаемым ею ложноножкам" (За). Опираясь на принцип сохранения либидинальной энергии, Фрейд устанавливает равновесие между Я-либидо (Я, нагруженным либидо) и "объектным либидо": "Чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое" (Зb). "Я следует рассматривать как большой резервуар, откуда либидо устремляется к объектам, - всегда готовый вновь поглотить либидо, отливающее от объектов" (4).В рамках энергетической концепции, признающей постоянство либидинальных нагрузок Я, наше определение нарциссизма представляет его не как стадию развития, но как застой либидо, не преодолимый никакой нагрузкой объектов.3) Этот процесс разгрузки объекта и востребования либидо субъектом уже был описан К.Абрахамом в 1908 г. на примере раннего слабоумия: "Психосексуальная характеристика раннего слабоумия - это возврат пациента к автоэротизму [...]. Больной переносит на себя как на единственный сексуальный объект все то количество либидо, которое нормальный человек распределяет между окружающими его одушевленными и неодушевленными предметами" (5). Фрейд разделяет эти идеи Абрахама: "...они приняты психоанализом и стали основой нашего отношения к психозам" (6), добавляя (и это добавление позволяет уточнить суть нарциссизма в сравнении с автоэротизмом*), что Я поначалу не представляет собой единства и что для создания целостного Я требуется "дополнительное психическое действие" (Зс).Если мы стремимся сохранить различие между тем состоянием, при котором сексуальные влечения удовлетворяются беспорядочно и независимо друг от друга, и нарциссизмом, при котором объектом любви становится Я как целое, приходится предположить, что формирование Я начинается уже в период детского нарциссизма.По этому вопросу в психоаналитической теории не существует единой точки зрения. Можно предположить, что Я складывается одновременно и параллельно со становлением схемы тела, причем формирование такого единства ускоряется, если собственнное Я субъекта складывается по образу другого человека. Тогда нарциссизм - это страстная любовь объекта к этому образу. Жак Лакан обнаружил соответствие между начальным моментом в формировании Я и исходным нарциссическим опытом, так называемой стадией зеркала* (7). С этой точки зрения, определяющей Я через его самоотождествление с образом другого человека, нарциссизм, даже "первичный", не есть состояние, лишенное интерсубъективного отношения, но, напротив, интериоризация такого отношения. Такова фрейдовская трактовка нарциссизма в "Скорби и меланхолии" (Trauer und Melancholie, 1916), где речь идет о "нарциссическом (само)отождествлении" с объектом (8).Однако во второй теории психического аппарата мы уже не встречаем у Фрейда этих идей. На их место встает противопоставление первичного (необъектного) нарциссического состояния объектным отношениям. Это изначальное состояние, или первичный нарциссизм, отличается полным отсутствием отношения к окружению, слитностью Я и Оно : его прообразом служит внутриутробная жизнь, более или менее точно отображаемая в снах (9). Идея более позднего нарциссизма, связанного с формированием Я через (само)отождествление с другими людьми, не исчезает, ' однако это состояние называется уже не "первичным", а "вторичным" нарциссизмом (10а). " Я - это вторичный нарциссизм, извлеченный из отношения к объектам" (l0b). Эти глубокие изменения во взглядах Фрейда происходят одновременно с введением понятия Оно* как отдельной инстанции, из которой путем дифференциации возникают другие инстанции, с пересмотром понятия Я*, при котором акцент ставится не только на его порождение в результате ряда (само)отождествлений, но и на его особую приспособительную функцию, наконец, со стиранием различий между автоэротизмом* и нарциссизмом. Если понять эти идеи буквально, мы столкнемся с тем, что противоречит опыту, - с утверждением, будто восприятия новорожденного лишены окна во внешний мир, и тем самым с наивной идеалистической апорией, осложненной моментом "биологизма": а как тогда перейти от самозамкнутой монады к постепенному признанию объекта?
Читать ещё
Социологический словарь

Нарциссизм

– (греч. Narciss - Нарцисс, Наркисс) - в наиболее распространенном эначении - самовлюбленность, любая форма  любви к себе. Представление о Н. и соответствующее понятие  восходят к древнегреческой мифолии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс. Понятие Н. иногда используется как обозначение и символ  человеческого самопознания. Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности - "Познай самого себя" - цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания. Н. как научное понятие было введено в оборот Х. Эллисом в 1898 для обозначения патологической формы самовлюбленности. Наибольшее распространение и популярность получило вследствие использования его в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях. В классическом психоанализе  З. Фрейда понятие Н. использовалось с 1910 и по мере развития его учения употреблялось в различных сопрягающихся значениях, которые всегда были связаны с обозначением или трактовкой состояния и (или) направленности либидо и действием  принципа удовольствия . В конечном счете в психоанализе понятие Н. использовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и неосознаваемой самовлюбленности и двух форм Н.: 1) первичного Н. - общего первоначального состояния либидо периода раннего детства, когда либидо ребенка полностью обращается на него самого (эту форму Фрейд считал нормальной стадией психосексуального развития, характеризующейся отождествлением объекта  и субъекта любви) и 2) вторичного Н. - когда либидо взрослого человека  дистанцируется от объектов и обращается на своего собственного носителя - на Эго, "Я" человека. Наряду с данными значениями понятие Н. употреблялось, Фрейдом также для: а) обозначения сексуальной перверсии, при которой основным объектом сексуальных устремлений человека является его собственное тело,  б) обозначения нарциссического выбора объекта любви, основанного на сходстве объекта с самим субъектом. Этот тип избрания объекта любви по своему собственному образу  и подобию истолковывался Фрейдом как попытка обретения в объекте любви самого себя, являющаяся следствием некоторого нарушения либидо, в) обозначения гомосексуального выбора объекта, г) обозначения либидозного дополнения эгоизма,  д) обозначения эгоцентризма,  когда человек считает себя точкой отсчета в выборе поведенческих стратегий и др. В психоанализе Фрейда довольно представительно использовались введенные им понятия: 1) "нарциссическое либидо" (либидо, направленное на "Я" (Я-либидо), которое иногда отождествлялось им с влечением  к самосохранению); 2) "нарциссическая идентификация"  (процесс  самопроецирования на "Я" утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на "Я" и обусловливает отождествление собственного "Я" с оставленным объектом, в силу чего человек направляет на "Я" предназначавшиеся объекту различные амбивалентные импульсы, в том числе и агрессивные); 3) "нарциссические неврозы"  (функциональные расстройства психики, отличительной чертой которых является фиксация либидо на ранних фазах развития и его направленность на "Я", повышающие уровень абвивалентности чувств. По Фрейду, характерными признаками этих неврозов являются активное участие "Я" в происхождении заболевания и их соответствие конфликту  между "Я" и "Сверх-Я" ); 4) "нарциссическое удовлетворение"  культурой или культурным идеалом (являющее собой бессознательное ощущение довольства и избранничества, обусловленные самолюбованием, самодовольством и самовлюбленностью членов того или иного культурного сообщества). Принципиально важным моментом психоаналитической трактовки Н. явилось признание его как качества и свойства, присущего человечеству в целом. При этом, согласно Фрейду, в процессе развития науки по общечеловеческому Н. было нанесено три сокрушающих удара: 1. "Космологический удар" Н. Коперника (доказавшего, что Земля  не является ни центром мира, ни центром галактики, ни центром нашей планетарной системы); 2. "Биологический удар" Ч. Дарвина (доказавшего происхождение  человека из животного мира и его связь с ним) и 3. "Психологический удар" самого Фрейда (доказавшего бесспорный примат бессознательного над сознанием  и ведущую роль  бессознательных душевных процессов в организации человеческой жизнедеятельности и поведения). "Психологический удар" Фрейд оценивал как "самый чувствительный удар". В психоаналитической традиции  проблема  Н. и отдельные аспекты ее в той или иной мере и степени разрабатывались многими аналитиками, уточнявшими отдельные положения концепции Фрейда. Наиболее существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внес K. Aбpaxaм, установивший существование негативного Н., который лежит в основе физической и моральной ипохондрии и меланхолии. В аналитической психологии Юнга понятие "Н." употреблялось преимущественно в качестве синонима самовлюбленности, хотя сам Юнг тяготел к сужению объема его значения до "мастурбаторной самовлюбленности". В 1970-1980-х последователь Юнга Г. Кохут неоднократно критиковал фрейдовскую концепцию Н. за психобиологический подход  и избыточную акцентировку принципа  удовольствия. Но эта критика не увенчалась позитивным решением  проблемы. Особое значение  Н. как феномен и научная проблема  приобрел в гуманистическом психоанализе Фромма , в котором психоаналитическая концепция  Н. квалифицировалась как одна из наиболее плодотворных идей Фрейда. Развивая идеи Фрейда, Фромм осуществил существенную реформацию психоаналитического подхода, определенную переформулировку проблемы и на основе собственных исследований создал оригинальное учение о Н. Предложив понимание  либидо как психической энергии не идентичной энергии сексуального влечения, Фромм интерпретировал Н. как компенсатор недоразвитых инстинктов, своеобразное эмоциональное состояние, отличительными признаками которого являются отсутствие подлинного интереса  к внешнему миру и концентрация носителя Н. только на себе, своих витальных и экзистенциальных потребностях и интересах, неизбежно влекущих утрату способности к рациональным суждениям и функционирование на основе предубеждений. На базе исследований индивидуального, группового и общественного Н., Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть "нарциссическое ядро", оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни. Отмечая необходимость существования в жизнедеятель-ности людей оптимально необходимых значений здорового нарциссического ориентирования, Фромм вместе с тем выделил две основные формы патологии Н.: 1) доброкачественную (когда объектом Н. являются результаты собственных усилий) и 2) злокачественную (когда объектом Н. является не то, что человек производит или делает, а то что он имеет - тело, здоровье,  богатство  и т.д.), которая нередко приводит к солипсизму  и ксенофобии. В качестве примера состояния абсолютного Н., Фромм, вслед за Фрейдом, приводил психоз  - заболевание, характеризующееся разрывом связей человека с внешней реальностью и замещением ее своей личностью.  Определенное внимание Фромм уделил исследованию Н. как профессионального капитала  и профессиональной болезни политиков. Квалифицируя политических лидеров (в т.ч. и xapизматических) как нарциссов, Фромм отмечал, что для них и обладателей огромной власти фараонов, императоров, Гитлера, Сталина, Трухильо и т.д.) типична совокупность  черт характера, побуждающая их к реализации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха. В результате исследований группового и общественного Н. Фромм пришел к выводу, что наряду с некоторыми позитивными моментами (сплочением людей, созданием ощущения удовлетворенности и др.) и полезными социальными функциями, обеспечивающими существование социальных групп и общества, эти формы Н. вместе с тем представляют большую опасность для людей и существования человечества. По Фромму, степень группового Н. соответствует реальной неудовлетворенности жизнью  членов данной группы, в силу чего характерными чертами группового Н. являются агрессивность и фанатизм. Как один из источников человеческой агрессивности, групповой Н. (в т.ч. и национальный) порождает и обеспечивает психические предпосылки национализма,  национальной ненависти и войн. Общественный Н., по Фромму, в своей экстремальной (злокачественной) форме, порождает нарциссическую энергию, которая действует против жизни и роста и выступает как источник агрессии, насилия, деструкции, войны и смерти. В качестве очевидных и частых симптомов патологии общественного Н. Фромм указывал на недостаток объективности и способности к разумному суждению. В роли сил, противостоящих всевозрастающей интенсивности группового Н. и его многообразным религиозным, национальным, расовым и политическим формам, Фромм рассматривал гуманизм,  научное и философское мышление, критицизм и образование.  Эти антинарциссические силы, по Фромму, в конечном счете должны помочь людям осознать и добиться подлинной цели и духовного развития - освобождения от всех злокачественных, и недоброкачественных проявлений индивидуального, группового и общественного Н. В.И. Овчаренко
Читать ещё
Социологический словарь

Нарциссизм

– (narcissism) — стадия  психосексуального развития и патологического психического состояния, выделенная некоторыми социальными теоретиками для описания западной культуры конца XX в. Термин  основан на мифологии Греции. Нарцисс (или Наркиссос) влюбился в собственный образ,  отраженный в роднике, упал в воду и утонул. Данное понятие  широко использовалось и в психологии, и в социологии. С психоаналитической точки зрения, нарциссизм  ведет к тому, что объектом сексуального желания является "Я". Работы постфрейдистов, в частности, Мелани Клейн, помогли объяснить, почему данный процесс  переходит в длительное расстройство. Изучение Клейн детей не выявило различий между их эго и окружающей средой. Неумение усвоить это на более поздних стадиях замыкает индивидуума в некий вид сплава "Я" с образами объекта.  Неспособность отличить фантазию от действительности может привести к вбиранию представлений о красоте, молодости, богатстве и могуществе, грандиозному" понятию "Я", действующему в качестве защиты от всего того, что кажется плохим в окружающей среде. Социологически термин совсем недавно введен Кристофером Лашем ("Культура  нарциссизма", 1991). Лаш характеризует им глубокие культурные изменения  в "терапевтическом наблюдении и чувствительности", что начинает оказывать повсеместное влияние  на временное общество.  Путем наблюдения личность  бесконечно исследует себя на признаки старения и плохого здоровья, выискивает симптомы психического напряжения, недостатки и изъяны, спорные уменьшить его привлекательность. Имеются очевидные сходства, а также важные различия в акцентах между тезисом Лаша и положением Гидденса  (1991) о кризисе идентичности в позднем временном обществе, где усиление внимания к виду тела предает собой путь создания, поддержки и стабилизации "Я" (см. Шиллинг, 1993). Таким образом, в отличие от Лаш, для Гидденса, Именные "режимы тела" являются часто позитивными.
Читать ещё
Философский словарь

Нарциссизм

– - привязанность либидо к собственному Я как к внешнему объекту. В психоанализе различаются первичный и вторичный Н. Первичный Н. заключается в любви к себе, в предоставлении своего собственного тела для нужд либидо - состояние, предшествующее способности полноценно общаться и адекватно проявлять любовь к другим. В этом случае Я и Оно еще не отделены друг от друга. Вторичный Н. заключается в размещении в пределах самости всего объективного мира или в неспособности отличать друг от друга самость и внешние объекты. Существует распространенное мнение, согласно которому нарциссическая личность понимается как отрезанная, изолированная от других, поглощенная самой собой, тщеславная и надменная в манерах поведения. Это находит свое объяснение и в самой культурной этимологии, ведущей свое начало от мифа о красивом греческом юноше Нарциссе, который влюбился в свое отражение в воде, думая, что это другой человек. В клиническом употреблении термин "нарциссическое отклонение личности" относится к жизни, погруженной во внутренние переживания, в бесплодные фантазии, также и к проявляющимся при этом специфическим чертам в манерах поведения и свойствах характера. Однако многие нарциссические пациенты вполне успешно ориентируются и эффективно действуют на социальном уровне. Считается, что нарциссические тенденции сохраняются на протяжении всей жизни человека и могут принимать как здоровые, так и патологические формы в зависимости от обстоятельств и культурно-исторического контекста. Нарциссические расстройства рассматриваются прежде всего как результат родительского воздействия, лишенного эмпатии (искреннего сочувствия), ведущего к неспособности ребенка формировать адекватное представление о себе, к становлению такой личностной структуры, в которой внешнее демонстративное приукрашивание камуфлирует глубинное чувство опустошенности и утрату самоуважения. Нарциссическое развитие следует своим собственным путем (так же как объектные отношения), имеет свою специфику. Не существует изначальной причины, из-за которой нарциссические наклонности и объектные отношения с необходимостью оказывались бы противоположными. Напротив, они взаимодополнительны по отношению друг к другу Нарциссическое развитие подразумевает позитивные инвестиции и когнитивные усилия, направленные во внутреннее пространство самого себя, развитие и утверждение самоуважения, установление и достижение целей и предметов стремления. Вместе с тем, индивид действует в режиме поиска новых жизненных ориентиров, в постоянной переоценке ценностей и идеалов. Поэтому нарциссическое развитие требует значительных личностных ресурсов и является задачей всей жизни. При работе с пациентами нарциссической ориентации требуются особая осторожность и модификация аналитической техники. Тенденция или механизм освоения такими пациентами объектного мира сами по себе служат им помехой в способности к символической деятельности. Более того, интерпретации переноса в данном случае могут стать результативными только после долгого периода взаимоотношений эмпатии, в течение которого время и пространство разрушат манию величия у нарциссического пациента. Мания величия нарциссического типа является искаженной, гипертрофированной версией индивидуальности, нормальную форму которой пациент мог достичь во взаимоотношениях со своим окружением, но по разным причинам не достиг. К. Ю. Багаев
Читать ещё
Философский словарь

Нарциссизм

– (греч. Narciss - Нарцисс, Наркисс) - в наиболее распространенном значении - самовлюбленность, любая форма любви к себе. Представление о Н. и соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифолии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс. Понятие Н. иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания. Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности - "Познай самого себя" - цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания. Н. как научное понятие было введено в оборот X. Эллисом в 1898 для обозначения патологической формы самовлюбленности. Наибольшее распространение и популярность получило вследствие использования его в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях. В классическом психоанализе Фрейда понятие Н. использовалось с 1910 и по мере развития его учения употреблялось в различных сопрягающихся значениях, которые всегда были связаны с обозначением или трактовкой состояния и (или) направленности либидо и действием принципа удовольствия. В конечном счете в психоанализе понятие Н. использовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и неосознаваемой самовлюбленности и двух форм Н.: 1) первичного Н. - общего первоначального состояния либидо периода раннего детства, когда либидо ребенка полностью обращается на него самого (эту форму Фрейд считал нормальной стадией психосексуального развития, характеризующейся отождествлением объекта и субъекта любви) и 2) вторичного Н. - когда либидо взрослого человека дистанцируется от объектов и обращается на своего собственного носителя - на Эго, "Я" человека). Наряду с данными значениями понятие Н. употреблялось, Фрейдом также для: а) обозначения сексуальной перверсии, при которой основным объектом сексуальных устремлений человека является его собственное тело, б) обозначения нарциссического выбора объекта любви, основанного на сходстве объекта с самим субъектом. Этот тип избрания объекта любви по своему собственному образу и подобию истолковывался Фрейдом как попытка обретения в объекте любви самого себя, являющаяся следствием некоторого нарушения либидо, в) обозначения гомосексуального выбора объекта, г) обозначения либидозного дополнения эгоизма, д) обозначения эгоцентризма, когда человек считает себя точкой отсчета в выборе поведенческих стратегий и др. В психоанализе Фрейда довольно представительно использовались введенные им понятия: 1) "нарциссическое либидо" (либидо, направленное на "Я" (Я-либидо), которое иногда отождествлялось им с влечением к самосохранению); 2) "нарциссиче-ская идентификация" (процесс самопроецирования на "Я" утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на "Я" и обусловливает отождествление собственного "Я" с оставленным объектом, в силу чего человек направляет на "Я" предназначавшиеся объекту различные амбивалентные импульсы, в том числе и агрессивные); 3) "нарциссические неврозы" (функциональные расстройства психики, отличительной чертой которых является фиксация либидо на ранних фазах развития и его направленность на "Я", повышающие уровень абвивалентности чувств. По Фрейду, характерными признаками этих неврозов являются активное участие "Я" в происхождении заболевания и их соответствие конфликту между "Я" и "Сверх-Я"); 4) "нарциссическое удовлетворение" культурой или культурным идеалом (являющее собой бессознательное ощущение довольства и избранничества, обусловленные самолюбованием, самодовольством и самовлюбленностью членов того или иного культурного сообщества). Принципиально важным моментом психоаналитической трактовки Н. явилось признание его как качества и свойства, присущего человечеству в целом. При этом, согласно Фрейду, в процессе развития науки по общечеловеческому Н. было нанесено три сокрушающих удара: 1. "Космологический удар" Коперника (доказавшего, что Земля не является ни центром мира, ни центром галактики, ни центром нашей планетарной системы); 2. "Биологический удар" Дарвина (доказавшего происхождение человека из животного мира и его связь с ним) и 3. "Психологический удар" Фрейда (доказавшего бесспорный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации человеческой жизнедеятельности и поведения). "Психологический удар" Фрейд оценивал как "самый чувствительный удар". В психоаналитической традиции проблема Н. и отдельные аспекты ее, в той или иной мере и степени, разрабатывались многими аналитиками, уточнявшими отдельные положения концепции Фрейда. Наиболее существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внес К. Абрахам, установивший существование негативного Н., который лежит в основе физической и моральной ипохондрии и меланхолии. В аналитической психологии Юнга понятие Н. употреблялось преимущественно в качестве синонима самовлюбленности, хотя сам Юнг тяготел к сужению объема его значения до "мастурбаторной самовлюбленности". В 70-80-х 20 в. последователь Юнга Г. Ко-хут неоднократно критиковал концепцию Н. Фрейда за психобиологический подход и избыточную акцентировку принципа удовольствия. Но эта критика не увенчалась позитивным решением проблемы. Особое значение Н. как феномен и научная проблема приобрел в гуманистическом психоанализе Фромма, в котором психоаналитическая концепция Н. квалифицировалась как одна из наиболее плодотворных идей Фрейда. Развивая идеи Фрейда, Фромм осуществил существенную реформацию психоаналитического подхода, определенную переформулировку проблемы и на основе собственных исследований создал оригинальное учение о Н. Предложив понимание либидо как психической энергии не идентичной энергии сексуального влечения, Фромм интерпретировал Н. как компенсатор недоразвитых инстинктов, своеобразное эмоциональное состояние, отличительными признаками которого являются отсутствие подлинного интереса к внешнему миру и концентрация носителя Н. только на себе, своих витальных и экзистенциальных потребностях и интересах, неизбежно влекущих утрату способности к рациональным суждениям и функционирование на основе предубеждений. На базе исследований индивидуального, группового и общественного Н., Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть "нарциссическое ядро", оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни. Отмечая необходимость существования в жизнедеятельности людей оптимально необходимых значений здорового нарциссического ориентирования, Фромм вместе с тем выделил две основные формы патологии Н.: 1) доброкачественную (когда объектом Н. являются результаты собственных усилий) и 2) злокачественную (когда объектом Н. является не то, что человек производит или делает, а то что он имеет - тело, здоровье, богатство и т.д.), которая нередко приводит к солипсизму и ксенофобии. В качестве примера состояния абсолютного Н., Фромм, вслед за Фрейдом, приводил психоз - заболевание, характеризующееся разрывом связей человека с внешней реальностью и замещением ее своей личностью. Определенное внимание Фромм уделил исследованию Н. как профессионального капитала и профессиональной болезни политиков. Квалифицируя политических лидеров (в т.ч. и харизматических) как нарциссов, Фромм отмечал, что для них и обладателей огромной власти фараонов, императоров, Гитлера, Сталина, Трухильо и т.д.) типична совокупность черт характера, побуждающая их к реализации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха. В результате исследований группового и общественного Н. Фромм пришел к выводу, что наряду с некоторыми позитивными моментами (сплочением людей, созданием ощущения удовлетворенности и др.) и полезными социальными функциями, обеспечивающими существование социальных групп и общества, эти формы Н. вместе с тем представляют большую опасность для людей и существования человечества. По Фромму, степень группового Н. соответствует реальной неудовлетворенности жизнью членов данной группы, в силу чего характерными чертами группового Н. являются агрессивность и фанатизм. Как один из источников человеческой агрессивности, групповой Н. (в т.ч. и национальный) порождает и обеспечивает психические предпосылки национализма, национальной ненависти и войн. Общественный Н., по Фромму в своей экстремальной (злокачественной) форме, порождает нарциссическую энергию, которая действует против жизни и роста и выступает как источник агрессии, насилия, деструкции, войны и смерти. В качестве очевидных и частых симптомов патологии общественного Н. Фромм указывал на недостаток объективности и способности к разумному суждению. В роли сил, противостоящих всевозрастающей интенсивности группового Н. и его многообразным религиозным, национальным, расовым и политическим формам, Фромм рассматривал гуманизм, научное и философское мышление, критицизм и образование. Эти антинарциссические силы, по Фромму, в конечном счете должны помочь людям осознать и добиться подлинной цели и духовного развития - освобождения от всех злокачественных, и недоброкачественных проявлений индивидуального, группового и общественного Н. В.И. Овчаренко
Читать ещё
Философский словарь

Нарциссизм

– чрезмерное восхищение собственной персоной. Античная легенда рассказывает, что Нарцисс заме-тил в воде источника свое собственное отражение, что привело его в состояние экстаза, и, отчаявшись от того, что он не может удержать это свое второе «Я», он умер от тоски. Существует патологический нарциссизм, имеющий место, когда субъект действительно влюбляется в самого себя и когда вся его эмоциональная энергия направлена на себя.
Читать ещё
Философский словарь

Нарциссизм

– - любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я. Слово это связано с греч. легендой о Нарциссе (лат. Narcissus) - прекрасном юноше, который, глядя на свое изображение в воде, влюбился в самого себя. является одним из осн. понятий современной психологии.
Читать ещё

Смотрите также: