Значение слова «Одежда»

Что значит Одежда? Значение слова Одежда в словарях русского языка и примеры его использования.

Одежда

-почти во всех случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка (плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью одежды вообще, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного сна (Вт 22.17; Ис 22.26; Чис 15.38; Мф 21.8; 23.5; Ин 21.7). эта (или накидка) делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи (или кожи-Мф 7.15) с отверстием для головы или без него, и в него человек закрывался (заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на востоке относились так строго, что человек без этой верхней главной накидки считался нагим (Ис 20.2; Мк 14.51; Ин 21.7), хотя бы на нем и были нижняя рубашка (Дан 3.21; Мф 5.40) и род панталон (трусы) (Исх 28.42). Эта верхняя накидка в некоторых местах названа «милоть» и «епанча». (накидка) всегда охватывалась поясом, но, возможно, ее носили иногда и свободно, поверх пояса (Деян 12.8). Края одежды (накидки) по закону должны были иметь кисти для напоминания о заповедях Божиих (Чис 15.38-41). имела какое-то отличие для мужчин и женщин (Вт 22.5). Эту верхнюю накидку (одежду) раздирали (разрывали) в момент скорби и печали (Иол 2.13), чтобы «обнажиться», показывая глубину своей скорби. Кроме одежды (накидки) употреблялись также покрывала для головы (Быт 24.15; Исх 34.33; Пр 31.24), которые были подобны современным платкам, но, возможно, и больших размеров (Мк 14.51). (См. также повязка)
Исторический словарь

Одежда

Еврейская одежда вообще была широка, имела много складок, и, наверное, весьма напоминает современную одежду в библейских, странах, особенно у арабов. Различие между женской и мужеской одеждой в древние времена было очень небольшое. В Сирии часто затрудняются на большом расстоянии отличить фигуру женщины — от мужчины. Все же должно было существовать различие между мужским и женским платьем, может быть, более тонкий материал или какие-нибудь украшения, потому что закон воспрещает мужчинам носить женское платье и наоборот (Втор. 25: 5). Шитье платья древних времен было делом женщин, и даже самые знатные из них не считали для себя это занятие неприличным (1 Цар. 2:19; Прит. 31:22 и дал.; Деян. 9:39). Платья не разрешалось ткать из смеси льна и шерсти (Лев. 19:19; Втор. 22: 11). Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем (евр. кутонет, лат. туника) служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4 Цар. 1:8; Мат. 3:4; Иер. 13:1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четыреугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Чис, 15: 38; Втор. 22:12). Мантия служила постелью и одеялом бедняка (Исх. 22:26 и дал.). Тот, кто ходил без мантии, назывался нагим (1 Цар. 19:24; Ис. 20:2 и дал.; Иоан. 21:7), так что слово «нагой» часто имеет то же значение, что и наше слово «раздетый», как у Map . 14:51 или «плохо одетый» (Иак. 2:15; 2 Кор. 11:27). Об употреблении этого слова в духовном смысле см. Отк. 3:17; Срав. Ос. 2:3. Между этими двумя одеждами иногда носили третью — длинную одежду без рукавов, евр. меиль (1 Цар. 15:27; 18: 4; Иов. 1:20). Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2 Тим. 4:13). Верхняя одежда отличалась цветом, тонкостью материала и роскошью. Мы читаем о власяницах, которые носили пророки (4 Цар. 1:8; Зах. 13:4; Срав. Евр. 11:37), далее говорится о мантиях из узорчатых драгоценных материалов, из тончайшего льна или пурпура: тканных золотом (Иез. 16:10 и дал.), привозных (И. Нав. 7:21; Соф. 1:8) или изготовляемых у себя дома (Прит. 31:22). Большой гардероб считался богатством (Ис. 3:6; Лук. 15: 22; Иак. 5:2); платья часто дарили (Быт. 45:22; 1 Цар. 18:4; 4 Цар. 5:5; Есф. 4:4; 6:8 и дал. Цари имели особых служащих, которые смотрели за их гардеробом (4 Цар. 10:22; 2 Пар. 34:22). Рассказывают об арабском стихотворце, жившем в Куфе в 9-ом столетии, который получал столько подарков платьями, что после своей смерти оставил 100 верхних перемен, 200 рубашек и 500 чалм (Срав. 6:19; Иак. 5:2). Иногда в полы мантии завязывали то, что хотели скрыть (Иез. 5:3). Когда одежда стягивалась поясом, то могли прятать вещь за пазуху (Мат. 10: 9). При поясах, которые евреи любили украшать, носили чернильницы (Иез. 9:2), на поясах же носили мечи (Суд 3:16; 2Цар. 20:8). Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исх. 28:42 и дал.). Персы же ходили в штанах (Дан. 3:21,27 евр. текст). Голову обыкновенно не покрывали; если же покрывали, то или той же мантией, или особым платком (покрывалом). О шляпах и шапках упоминается редко. (Срав. Ис. 61:3). Обыкновенно, удовлетворялись повязкой, которая не допускала волосам развеваться во время работы (Иов. 29:14), или простым платком, под которым прятали волосы Эти простые повязки, наверное послужили началом тех головных украшений, которые впоследствии служили признаком достоинства и величия, а именно: венцы или диадемы, которые на древних памятниках имеют множество разновидностей. Они носились царями (2 Цар. 1:10; 12:30), царицами (Есф. 2:17), первосвященниками (Исх. 28:36; 29:6; 39:30), невестою и женихом (Песн П. 3:11; Иез. 16:12), сановниками (Есф. 8:15). Персы, кажется, украшали венцами даже своих лошадей (Есф. 6:8). Венцы делались из золота, драгоценных камней и других дорогих материалов; иногда этими вещами служили венки Из цветов, веток или листьев. Латинское слово корона обозначает венок. Такие венки служили знаками отличия у воинов и призами на всякого рода состязаниях (1 Кор. 9:25; 2 Тим. 4:8). Язычники таким же образом украшали как жрецов, так и животных для жертвоприношений (Деян. 14:13). Венец или венок служит, нередко, символом славы, власти, блаженства и вечной жизни (Плач 5:16; 2 Тим. 4:8; 1 Пет. 5:4; Отк. 2:10; Срав. Прит. 12: 4; Ис. 62:3). Обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги. Даже на этой второстепенной части одежды (срав. выражение «продают бедного за пару сандалий» Ам. 2:6; 8:6) были украшения на ремнях, особенно у женщин (Песн. П. 7:2). Вероятно к женским сандалиям иногда нашивали кожу, так что они имели вид туфель; такую обувь употребляли изнеженные персы И вавилоняне (Иез. 16:10). Роскошная обувь (Иез. 16:10) по-еврейски называлась тахаш (см. «Сафьян»). Пестрая или пурпурового цвета обувь считалась роскошью; ее носили тиряне, персы, греки и римляне. Развязывать, снимать и носить в руках обувь, было делом рабов (Мат. 3:11; Map. 1:7; Иоан. 1:27; Деян. 13:25). Ученики раввинов считали за честь обувать и разувать своего учителя. При входе в дом снимали обувь, при выходе же снова обувались (Деян. 12:8; срав. Исх. 12:11). На святом месте нужно было снимать обувь (Исх. 3:5; И. Нав. 5:15). Когда магометанин входит в мечеть, то оставляет свои туфли направо вне дверей в том случае, если не имеет слуги, который носил бы их. В знак горя ходили босыми (2 Цар. 15:30; Ис. 20:2 и дал.; Иез. 24:17,23). Об одежде женщин можно сказать, что она была немного длиннее и тоньше мужской. Особенностью их одежды служило покрывало (См. «Покрывало») различных сортов. Об их головных украшениях и прочих предметах роскоши, трудно что-нибудь сказать определенно. Недостатка в них не было, что видно, напр., из Ис. 3: 16 и дал., где мы встречаем длинный перечень женских украшений, которые громил пророк: цепочки на ногах, звездочки, луночки, серьги, ожерелья, опахала, запястья и т.д.
Исторический словарь

Одежда

(dress) Лишь во второй половине XX в. психологи стали заниматься изучением О. По большей части, эти ранние психол. исслед. ставили своей целью определить, что мотивирует людей одеваться так, как они одеваются, и почему они выбирают именно эти вещи, а не другие; их мотивы привязывались к осн. челов. инстинктам. В наши дни психол. исслед. О. фокусируются на воздействии О. на тех, кто ее носит, и на том, как их оценивают другие по О., к-рая влияет на имидж. Др. словами, сегодняшние исслед. сконцентрировались на том, что О. может делать с теми и для тех, кто ее носит. Роль одежды в формировании имиджа Тот образ себя, к-рый человек преподносит другим, состоит из множества элементов; каждый из них вносит свой вклад. Наиболее важные элементы - внешность, речь и одежда. Несмотря на безусловную важность в определении имиджа человека черт лица, размеров и сложения тела, а тж опрятности, все они затмеваются О. Внешность играет доминирующую роль в имидже, поскольку она всегда зрима и всегда присутствует, сообщая о человеке определенные вещи, о к-рых не расскажет его речь или поведение. Во внешности же доминирующим элементом является О., потому что она служит невербальной формой коммуникации, говорящей другим, напр., о том, каков пол ее владельцев, насколько они сексуальны или несексуальны и каков их возраст и социально-экономический статус. Что еще более важно, О. дает ключ к личностным характеристикам ее владельца, напр., консервативный или радикальный этот человек, уравновешенный и уверенный в себе или страдающий от переживаний собственной неполноценности и неадекватности. Значение одежды в формировании первых впечатлений Результаты психол. исслед. говорят о том, что, будучи однажды сформированными, первые впечатления впоследствии не только демонстрируют высокую устойчивость, но и оказывают глубокое влияние на последующее отношение человека к др. людям. Лабораторные исслед. по формированию впечатления дали ключ к разгадке того, почему О. играет доминирующую роль в первых впечатлениях: что люди воспринимают других как целостности или "гештальты" до того, как начинают воспринимать их части. При первом взгляде на человека, напр., у наблюдателя возникает образ всего человека, а не его лица, рук или ушей. Затем, вслед за восприятием данного человека как целого, наблюдатель начинает воспринимать его отдельные части. Какие это части и как долго наблюдатель будет фокусировать на них свое внимание, зависит от двух важных факторов: во-первых, от степени внимания к конкретному аспекту человека, и во-вторых, от личного интереса или интересов наблюдателя. Знание типичного паттерна восприятия позволяет эффективно использовать О. для управления первыми впечатлениями. Вклад одежды в привлекательность Едва научившись ходить, дети узнают, что к привлекательным детям относятся более снисходительно, а проступки непривлекательных или некрасивых влекут за собой более строгое и суровое наказание. По мере взросления ценность привлекательности становится для них все более и более очевидной. По данным исслед., привлекательные мужчины и женщины обладают более широким выбором потенциальных брачных партнеров; чаще вступают в брак с успешными в профессиональном и соц. отношении людьми; и реже живут врозь или разводятся по сравнению с непривлекательными. На протяжении истории использовалось множество методов и способов создания привлекательного образа, однако во все времена и во всех культурах наиболее эффективными оказались О. и уход за собой. Причина в том, что, во-первых, они могут усиливать природную привлекательность конкретного человека и, во-вторых, они могут маскировать непривлекательные черты. Камуфляжное значение одежды Лабораторные исслед. иллюзий позволяют высказать важные соображения в отношении способов, к-рыми одежда может маскировать непривлекательные физ. черты и т о. формировать более благоприятный имидж. О. не только скрывает непривлекательные черты, но и отвлекает от них внимание, способствуя концентрации на привлекательных чертах. Осн. камуфлирующие роли в О. выполняют 5 элементов. Темные цвета уводят внимание наблюдателя в сторону от непривлекательных физ. черт, таких как излишняя полнота, в то время как светлые цвета привлекают внимание. Гладкие ткани обладают гораздо большей камуфлирующей способностью, чем ткани с рисунком или узорами. Вечернее платье из покрытой рисунком ткани вызывает иллюзию крупной, плотной женщины, тогда как то же самое платье из гладкой ткани будет скрывать ее вес. Гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью, потому что на них нет ничего, что могло бы привлечь и задержать внимание наблюдателя. Поскольку направление линий позволяет контролировать движения глаз, когда О. разрабатывается в стиле, направляющем движения глаз наблюдателя вверх и вниз вдоль тела ее владельца, это создает иллюзию что ее владелец высок. И наоборот, горизонтальные линии в одежде направляют движения глаз поперек тела ее владельца, создавая тем самым иллюзию его более крупной фигуры. Декоративные элементы О. тж усиливают привлекательность и обеспечивают маскировку. Оборки, тесьма, пуговицы, или декоративные украшения не только повышают привлекательность одежды, но тж направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела и уводят его в сторону от непривлекательной области. Несмотря на то что набивка является формой маскировки, восходящей к началу истории платья, выяснения причин ее маскирующей способности пришлось ждать до тех пор, пока на это не был получен ответ в лабораторных исслед. иллюзий. Эти исслед. показывают, что набивка направляет движения глаз т. о., что у наблюдателя создается иллюзия, будто нек-рая часть тела крупнее, чем в действительности. Роль одежды в процессе взросления В каждой культуре существуют определенные, связанные с возрастом задачи или подлежащий усвоению опыт, к-рым, как ожидается, должны овладеть все дети и подростки. Однако не все дети или подростки справляются с этими задачами в том возрасте, в к-ром от них этого ожидает культурная группа. Чтобы показать роль О. в возникновении проблем у подростка, мы приведем в качестве примера неск. наиболее распространенных и наиболее болезненных проблем, связанных с личной и соц. адапт. Мы тж попытаемся показать, каким образом О. помогает уменьшать или преодолевать эти проблемы. Важнейшая задача детства для ребенка - стать принятым членом группы. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок имел товарищей по играм и учился быть соц. личностью. Несмотря на то что в групповую идентификацию вносят свой вклад множество личностных и поведенческих черт, доминирующим фактором здесь является внешность - и прежде всего О., сходство в к-рой с др. членами группы легко идентифицирует принадлежность к ней данного ребенка. В результате ребенок становится полноправным членом группы и участником групповой деятельности. Нек-рые дети достигают половой зрелости раньше и быстрее других. Это может приводить к возникновению у них серьезных проблем. Однако те, кто отстает от большинства своих сверстников - запаздывая в достижении половой зрелости, - продолжают выглядеть детьми, тогда как их сверстники выглядят как взрослые или почти как взрослые. Поскольку они выглядят как дети, взрослые обращаются с ними как с детьми, отказывая им в тех привилегиях, к-рые автоматически предоставляются их взросло выглядящим сверстникам. Столь же серьезным последствием является то, что прежние друзья часто прекращают с ними дружбу и исключают их из своей соц. жизни. Лучший способ справиться с проблемами, с к-рыми сталкиваются дети, медленно достигающие половой зрелости, - использовать одежду для создания иллюзии, что они старше и более зрелы в половом отношении, чем это есть на самом деле. См. также Поветрия и мода, Выбор супруга/супруги Э. Б. Харлок
Психологический словарь

Одежда

(dress) Лишь во второй половине XX в. психологи стали заниматься изучением О. По большей части, эти ранние психол. исслед. ставили своей целью определить, что мотивирует людей одеваться так, как они одеваются, и почему они выбирают именно эти вещи, а не другие; их мотивы привязывались к осн. челов. инстинктам. В наши дни психол. исслед. О. фокусируются на воздействии О. на тех, кто ее носит, и на том, как их оценивают другие по О., к-рая влияет на имидж. Др. словами, сегодняшние исслед. сконцентрировались на том, что О. может делать с теми и для тех, кто ее носит. Роль одежды в формировании имиджа Тот образ себя, к-рый человек преподносит другим, состоит из множества элементов; каждый из них вносит свой вклад. Наиболее важные элементы - внешность, речь и одежда. Несмотря на безусловную важность в определении имиджа человека черт лица, размеров и сложения тела, а тж опрятности, все они затмеваются О. Внешность играет доминирующую роль в имидже, поскольку она всегда зрима и всегда присутствует, сообщая о человеке определенные вещи, о к-рых не расскажет его речь или поведение. Во внешности же доминирующим элементом является О., потому что она служит невербальной формой коммуникации, говорящей другим, напр., о том, каков пол ее владельцев, насколько они сексуальны или несексуальны и каков их возраст и социально-экономическийстатус. Что еще более важно, О. дает ключ к личностным характеристикам ее владельца, напр., консервативный или радикальный этот человек, уравновешенный и уверенный в себе или страдающий от переживаний собственной неполноценности и неадекватности. Значение одежды в формировании первых впечатлений Результаты психол. исслед. говорят о том, что, будучи однажды сформированными, первые впечатления впоследствии не только демонстрируют высокую устойчивость, но и оказывают глубокое влияние на последующее отношение человека к др. людям. Лабораторные исслед. по формированию впечатления дали ключ к разгадке того, почему О. играет доминирующую роль в первых впечатлениях: что люди воспринимают других как целостности или "гештальты" до того, как начинают воспринимать их части. При первом взгляде на человека, напр., у наблюдателя возникает образ всего человека, а не его лица, рук или ушей. Затем, вслед за восприятием данного человека как целого, наблюдатель начинает воспринимать его отдельные части. Какие это части и как долго наблюдатель будет фокусировать на них свое внимание, зависит от двух важных факторов: во-первых, от степени внимания к конкретному аспекту человека, и во-вторых, от личного интереса или интересов наблюдателя. Знание типичного паттерна восприятия позволяет эффективно использовать О. для управления первыми впечатлениями. Вклад одежды в привлекательность Едва научившись ходить, дети узнают, что к привлекательным детям относятся более снисходительно, а проступки непривлекательных или некрасивых влекут за собой более строгое и суровое наказание. По мере взросления ценность привлекательности становится для них все более и более очевидной. По данным исслед., привлекательные мужчины и женщины обладают более широким выбором потенциальных брачных партнеров; чаще вступают в брак с успешными в профессиональном и соц. отношении людьми; и реже живут врозь или разводятся по сравнению с непривлекательными. На протяжении истории использовалось множество методов и способов создания привлекательного образа, однако во все времена и во всех культурах наиболее эффективными оказались О. и уход за собой. Причина в том, что, во-первых, они могут усиливать природную привлекательность конкретного человека и, во-вторых, они могут маскировать непривлекательные черты. Камуфляжное значение одежды Лабораторные исслед. иллюзий позволяют высказать важные соображения в отношении способов, к-рыми одежда может маскировать непривлекательные физ. черты и т о. формировать более благоприятный имидж. О. не только скрывает непривлекательные черты, но и отвлекает от них внимание, способствуя концентрации на привлекательных чертах. Осн. камуфлирующие роли в О. выполняют 5 элементов. Темные цвета уводят внимание наблюдателя в сторону от непривлекательных физ. черт, таких как излишняя полнота, в то время как светлые цвета привлекают внимание. Гладкие ткани обладают гораздо большей камуфлирующей способностью, чем ткани с рисунком или узорами. Вечернее платье из покрытой рисунком ткани вызывает иллюзию крупной, плотной женщины, тогда как то же самое платье из гладкой ткани будет скрывать ее вес. Гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью, потому что на них нет ничего, что могло бы привлечь и задержать внимание наблюдателя. Поскольку направление линий позволяет контролировать движения глаз, когда О. разрабатывается в стиле, направляющем движения глаз наблюдателя вверх и вниз вдоль тела ее владельца, это создает иллюзию что ее владелец высок. И наоборот, горизонтальные линии в одежде направляют движения глаз поперек тела ее владельца, создавая тем самым иллюзию его более крупной фигуры. Декоративные элементы О. тж усиливают привлекательность и обеспечивают маскировку. Оборки, тесьма, пуговицы, или декоративные украшения не только повышают привлекательность одежды, но тж направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела и уводят его в сторону от непривлекательной области. Несмотря на то что набивка является формой маскировки, восходящей к началу истории платья, выяснения причин ее маскирующей способности пришлось ждать до тех пор, пока на это не был получен ответ в лабораторных исслед. иллюзий. Эти исслед. показывают, что набивка направляет движения глаз т. о., что у наблюдателя создается иллюзия, будто нек-рая часть тела крупнее, чем в действительности. Роль одежды в процессе взросления В каждой культуре существуют определенные, связанные с возрастом задачи или подлежащий усвоению опыт, к-рым, как ожидается, должны овладеть все дети и подростки. Однако не все дети или подростки справляются с этими задачами в том возрасте, в к-ром от них этого ожидает культурная группа. Чтобы показать роль О. в возникновении проблем у подростка, мы приведем в качестве примера неск. наиболее распространенных и наиболее болезненных проблем, связанных с личной и соц. адапт. Мы тж попытаемся показать, каким образом О. помогает уменьшать или преодолевать эти проблемы. Важнейшая задача детства для ребенка - стать принятым членом группы. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок имел товарищей по играм и учился быть соц. личностью. Несмотря на то что в групповую идентификацию вносят свой вклад множество личностных и поведенческих черт, доминирующим фактором здесь является внешность - и прежде всего О., сходство в к-рой с др. членами группы легко идентифицирует принадлежность к ней данного ребенка. В результате ребенок становится полноправным членом группы и участником групповой деятельности. Нек-рые дети достигают половой зрелости раньше и быстрее других. Это может приводить к возникновению у них серьезных проблем. Однако те, кто отстает от большинства своих сверстников - запаздывая в достижении половой зрелости, - продолжают выглядеть детьми, тогда как их сверстники выглядят как взрослые или почти как взрослые. Поскольку они выглядят как дети, взрослые обращаются с ними как с детьми, отказывая им в тех привилегиях, к-рые автоматически предоставляются их взросло выглядящим сверстникам. Столь же серьезным последствием является то, что прежние друзья часто прекращают с ними дружбу и исключают их из своей соц. жизни. Лучший способ справиться с проблемами, с к-рыми сталкиваются дети, медленно достигающие половой зрелости, - использовать одежду для создания иллюзии, что они старше и более зрелы в половом отношении, чем это есть на самом деле. См. также Поветрия и мода, Выбор супруга/супруги Э. Б. Харлок
Психологическая энциклопедия

Одежда

ж. одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафта
Словарь Даля

Одежда

Покрытие проезжей части дороги Spec
Толковый словарь Ожегова

Смотрите также

Дополнительная информация
Слово «Одежда» состоит из букв ( гласных и согласных)
В слове «Одежда»