Парадигма

Что такое Парадигма? Значение, перевод и происхождение термина Парадигма в словарях:

Парадигма

– от греч. paradeigma - пример, образец; англ. patadigm А. Исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Б. Пример из истории, взятый для доказательства или сравнения.
Источник: Бизнес словарь

Парадигма

– (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Неизбежные в ходе научного познания затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой им парадигмы. Так, в свое время ученые стремились интерпретировать новые эмпирические данные науки в рамках механистического мировоззрения, абсолютизировавшего представления классической механики, представлявшего собой некоторую П. Революционные сдвиги в развитии науки связаны с изменением П.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (от греч. paradeigma — пример, образец)  — совокуп­ность теоретических и методологических положений, принятых на­учным сообществом на известном этапе развития науки и исполь­зуемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследо­вания, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Неизбежные в ходе научного познания затрудне­ния то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой им парадигмы. Так, в свое время ученые стремились интер­претировать новые эмпирические данные науки в рамках механисти­ческого мировоззрения, абсолютизировавшего представления класси­ческой механики, представлявшего собой некоторую П. Революцион­ные сдвиги в развитии науки связаны с изменением П.
Источник: Словарь логики

Парадигма

– (от греч. paradeigma - пример - образец), в философии,социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и ихрешения, методов исследования, господствующих в течение определенногоисторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляетсобой научную революцию.
Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Парадигма

– в языкознании - система форм одного слова, отражающаявидоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образецтипа склонения или спряжения. Понятие "парадигма" употребляется также всловообразовании, лексикологии и синтаксисе.
Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Парадигма

– исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, принятая в науке в течение определенного времени.
Источник: Исторический словарь

Парадигма

– – образец постановки и решения проблемы или исследовательской задачи, а также совокупность методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в данном научном сообществе.
Источник: Исторический словарь

Парадигма

– - совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности.
Источник: Политический словарь

Парадигма

– - модель, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач; устоявшийся образец видения явлений в определенном свете.
Источник: Политический словарь

Парадигма

– В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения: 1. Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области. К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов. 2. Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.
Источник: Психологический словарь

Парадигма

– 1. Любой ряд лингвистических форм, отражающих общий основной элемент, например, давать, дает, дал, дала, дало, дают и т.д. Это общее понятие встречается и на других уровнях лингвистического анализа включая фонематический, морфологический и синтаксический. 2. Направление или план исследования, в котором внимание сосредоточивается на чем-то определенном. Таким образом, можно читать, например, о решении проблемы в психоаналитической парадигме. 3. Определенная экспериментальная процедура, например классическая парадигма обусловливания. 4. Во влиятельном анализе истории науки Т.С. Куна – собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т.д., составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени. Обратите внимание, что все эти способы употребления – от лингвистического до исторического/философского отражают оригинальное значение греческого слова paradeigma, означающего паттерн, модель.
Источник: Психологический словарь

Парадигма

– - 1) в лингвистике П. называют некие типичные совокупности языковых единиц, различающиеся между собой, но связанные как члены одного ряда, напр., это может быть совокупность всех возможных форм одного слова, еще совокупность изменений форм слов одной части речи, их флексий (окончаний). Говорят о парадигматике языковых единиц, т. е. определенных системах, классифицирующих языковые единицы и модели их употребления, в памяти, сознании носителя языка. тику отличают от синтагматики, т. е. использования единиц языка в речи, когда важно их различие, а не сходство. Пример П. - падежно-числовая П. существительных с 2 подпарадигмами (ед. и мн. числа), лексико-семантическая П. названий профессии - "врач", "инженер", "офицер", "балерина", "буфетчик", "банкир", "шофер". 2) в социологии понятие П. используется при описании историко-культурных, экономических и др. процессов на системном уровне, напр., говорят о "петровской П." развития России, т. е. моделях и формах жизни, внедренных в эпоху Петра I и его сподвижников и определивших особенности последующих эпох, существующих в них в модифицированном виде, но, в сущности, в тех же системных отношениях.В рекламе можно говорить о П. слоганов, телероликов (см. их классификацию в I части Словаря) и т. п. В маркетинге - о П. потребления, выделяя с помощью этого понятия различные сообщества, аудитории потребителей. Своеобразной П. является т. н. "потребительская корзина". В шахматах П. являются "белые" и "черные" с их подпарадигмами - "пешки", "ферзь", "король", "ладьи" и т. д. Во время шахматного поединка единицы шахматной игры (фигуры) вступают в различные синтагматические отношения (линейные), образуют всевозможные конфигурации и синтагмы. Выстроенные же перед началом игры шахматные фигуры - 2 П., разворачиваемые в синтагмы. Так различается парадигматика и синтагматика и в языке.
Источник: Психологический словарь

Парадигма

– - система основных научных достижений - теорий, методов, - по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины: 1) этап препарадигмальный - предшествующий установлению парадигмы; 2) этап господства парадигмы - "нормальная наука"; 3) этап кризиса и научной революции - заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме. Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.
Источник: Психологический словарь

Парадигма

– - единая система  теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом  в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода. 
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– - общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность  взглядов и методов научного исследования.
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– - 1) краткое описание  основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо области знаний или теоретического подхода;  2) в методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях  и специфических методах, в соответствии с которыми научным сообществом  организуется исследовательская практика. 
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– — знание,  которое дает обобщенную модель  постановки проблем и их решений.
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– - краткое описание  основных понятий, допущений, проблем какой-либо отрасли знаний или теоретического подхода,  в методологии науки - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях  и методах в соответствии с которыми научным сообществом  организуется исследовательская практика. 
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– (paradigm) - 1. Тот или иной пример либо показательный случай  концепции или теоретического подхода,  например, резюме  Мертона (1949), иллюстрирующее дискуссию о силе и западнях функционального анализа  в социологии. В некоторых разделах философии "случай парадигмы" рассматривается как обеспечение "остенсивного определения" концепции. 2. См. Научная парадигма. 
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– (от греч. paradeigma - образец)  -англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание  (компактная структура)  основных понятий, допу- щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода.  2. В методологии наук - представления о предмете  науки, ее основополагающих теориях  и специфических методах, в соответствии с к-рыми организуется исследовательская практика  научным сообществом  в определенный истор. период.  3. В античной и средневековой философии - характеристика  взаимоотношения духовного и материального мира. 4. В лингвистике - система  форм одного слова, отражающая его изменения (напр., склонение существительных, спряжение глагола и т. п.).
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие  античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система  теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин  "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну . В своей книге "Структура  научных революций" Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане  П. представляет собой совокупность  фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество,  целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма  и психологизма  в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту  П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык,  характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы  миропонимания; 3) ценности,  задающие господствующие идеалы  и нормы  построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах  Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска. Е.В. Хомич
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– – знание,  которое дает обобщенную модель  постановки проблем и их решений.
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– - совокупность  филос, общетеоретич. и метатеоретич. оснований науки. Термин  введен Т. Куном. Согласно концепции Куна, тот или иной качественный этап в развитии науки - рез-т не эволюции, а революции. Ключевым понятием  этой концепции является понятие П. Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение  различн. групп ученых к этому понятию. Сложилось различн. отношение к философии науки Т. Куна и исходному ее понятию - П. Одни ученые отождествляют его с понятием "теория" , вторые сводят понятие П. к группе теорий, третьи делают акцент на когнитивных компонентах науки, включая теории и методы,  четвертые рассматривают теорию парадигмы как метатеорию и т. д. Кун считает, что любая наука  данного времени определяется специфичностью П., включающей различн. по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфич. методах исследования. В развитии науки Кун выделяет четыре стадии. Это стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия  в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей П. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научн. данных не может быть объяснена с т. зр. существующей П. Наступает кризис, к-рый приводит к научн. революции. Старая П. отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научн. фактов, теорий, методов и т. д. Обычно в социологии науки выделяются три вида П.: первый - П., обосновывающие самостоятельный статус  той или иной науки, ограничивающие на качественном уровне одно научн. знание  от др. (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); второй - П., проводящие существенные различия между стадиями в развитии науки (система  социологич. знания в СССР в 20-30-х, 50-70-х, 70-80-х гг.); третий - П., дифференцирующие научн. сообщества в рамках одной и той же науки, находящейся на одном и том же историч. этапе ее развития (три вида П. современной западноевропейской и амер. социологии. См. Социология западная) . Если наука не обладает парадигматич. статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от др. научн. дисциплин и поэтому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигматическим статусом, если она имеет П., признанную в рамках данного научн. сообщества. Это монопарадигматический статус науки. После научн. революции обычно складывается ситуация парадигматического дуализма:  завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой старая П. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных П. тические статусы науки в ряде случаев могут совпадать с историч. логикой развития науки. Эта логика,  если отвлечься от нек-рых специфич. историч. особенностей и этапов, свойственна социологич. науке, к-рая, минуя стадию монопарадигматического статуса, прошла путь развития от допарадигматического к многовариантному статусу. В социологич. П. объектом социологии являются соц. реальность и ее стратегич. элементы.  Критериями разграничения П. социологии как науки с многовариантным парадигматическим статусом выступают качественно отличные друг от друга стратегич. элементы, интерпретация  взаимодействия к-рых позволяет понять природу соц. реальности. Лит.: Кун Т. Структура  научных революций. М., 1975; Осипов Г.В., Кабыща А.В. ,  предмет и структура социологического знания/ /Социология.  Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 г. (Наукометрический анализ) //Социология в России  (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. Г.В. Осипов.
Источник: Социологический словарь

Парадигма

– 1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая найти человеку свое «местоположение» в обществе, , модель, установка, определяющая взгляды, поведение, направление, цели деятельности людей, их сообществ, способы постановки проблемы, методика исследования какой-то сферы общества, или общества в целом.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– - одно из ключевых понятий современной философии науки. Введено Куном. Обозначает совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие П. коррелятивно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих П. Как правило, П. находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Кун относит к П., напр., аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику. В связи с критикой в адрес расплывчатости и неопределенности этого термина Кун в дальнейшем эксплицировал его значение посредством понятия дисциплинарной матрицы, учитывающего, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности. Наборы предписаний П. состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; "общепринятых образцов" - схем решения конкретных задач ("головоломок"), дающих ученым методику разрешения проблем в их повседневной научной работе. В целом понятие П. шире понятия отдельной теории; П. формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной П. является признаком зрелости науки. Смена П. ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой П. диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований. Понятие П. введено в современную философию науки Т. Куном для объяснения функционирования "нормальной науки". Согласно Куну, развитие науки проходит несколько этапов. Предпарадигмальный этап развития науки характеризуется наличием множества теоретических направлений, разнообразием методологических подходов. На этом этапе отсутствует какая-либо единая теоретическая концепция, ориентирующая деятельность научного сообщества. Этап т. н. "нормальной науки" характеризуется принятием устойчивой и признанной всем научным сообществом П. Основная концептуальная нагрузка П. заключается в том, что она, с одной стороны, исключает все не относящиеся к П. и не согласующиеся с ней концепции, теории, методы, с другой стороны, она ориентирует научное сообщество и исследовательскую деятельность на использование теории для предсказания новых феноменальных областей, а также на усовершенствование самой П. посредством переинтерпретации имеющихся наличных теорий. Гарантией стабильности "нормальной науки" выступает ее консерватизм: вся исследовательская деятельность ведется в рамках принятой П. Но "нормальная наука" с течением определенного времени начинает переживать кризис. Последний связан с возникновением научных аномалий, приводящих к научным открытиям. Большинство научных аномалий возникает в строгом соответствии с парадигмальными правилами и требованиями. С открытием аномальных явлений начинается поиск решений, причем в основном поиск осуществляется в рамках данной П. с целью ее сохранения. "Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и последующего расшатывания правил нормального исследования" (Кун). Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых П. Новые П. качественно несоизмеримы со старыми и некумулятивны. "Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой" (Кун). В результате принятия новой П. значительно изменяется совокупность принятых научным сообществом норм, ценностей и установок. В связи с неопределенностью понятия П., связанной, в первую очередь, с противоречием логической и психологоисторической коннотаций термина, Кун в дальнейшем эксплицировал первоначальные характеристики П. через дисциплинарную матрицу Дисциплинарная матрица включает несколько элементов: во-первых, символическое обобщение законов. Символическое обобщение помогает научному сообществу формализовать основные теоретические положения. Во-вторых, Кун выделяет "метафизический" компонент П. - систему методологических принципов, используемых для интерпретации этих законов. Втретьих, набор стандартизированных инструментов и методов для решения типичных проблем. Примерами П. могут служить аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика, эйнштейновская теория относительности. Понятие П. используется в современных социально-философских теориях для диагноза ее наличного состояния и предсказания перспектив, хотя вряд ли можно однозначно говорить о применимости П. как единой системы норм, установок, ценностей к социально-философским теориям. Т. X. Керимов
Источник: Философский словарь

Парадигма

– - образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. "Структура научных революций" (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб-ва проблем и решений. П. представляет собой классич. науч. разработку, к-рая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. Работа ученого есть работа в рамках П. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в П. принципов, в распространении их на новые предметные области. Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), к-рые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией - временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. П. - репрезентативная культура ученых, действующих в ее рамках, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теор. аргументы в ее пользу, и экспериментальные подтверждения. Смена П. - нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена П. есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследоват. методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования, Первичную П. наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни в период, обычно обозначаемый как предистория или доистория науки. Следующей, уже полноправно научной П., стала эволюционистская. Важнейшие ее представители: Г. Спенсер, Тайлор, Фрэзер, А. Бастиан, Ю. JIunnepm, Ш. Летурно, Л. Г. Морган. Основные разработки эволюционистской П. - идея единства человеч. рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психол. обоснование явлений обществ, строя и культуры. Эволюционистская П. внесла существ, вклад в познание культурной реальности истории человечества, в понимание человеч. природы, функций культуры, закономерностей ее развития; благодаря ей культура обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта систематичность, в опр. степени навязанная, стала одной из гл. причин смены П. в изучении культуры. В 20 в. внимание исследователей все больше стало переключаться от изучения культурных констант, существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о культуре вообще, на многообразие культурного оформления человеком своего существования и на различия разных культур. Изменился сам предмет культурологич. исследования: не культура человечества стала предметом, а конкр. культуры. Такой подход постепенно привел к отказу от глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще; последняя стала наблюдаться и улавливаться в отд. культурах. Культурфилос. основой такого рода исследований в эмпирич. науках о культуре стали т.н. циклич. теории культурного развития. Под культурными циклами при этом понимается опр. последовательность фаз изменения и развития культуры, к-рые следуют закономерно одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся. Здесь налицо аналогия с человеч. жизнью: детство, юность, зрелость, старость и смерть. То же самое происходит с культурами: каждая культура совершает свой цикл и приходит в упадок. Родоначальником циклич. теорий в совр. историографии и науке о культуре стал Н.Я. Данилевский. Уже за ним следовали Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Л. Гумилев. Общим для всех сторонников циклич. взгляда было представление об "историч. индивидуальностях", каковыми являются все культурные целостности, и о наличии жизненного цикла у каждой из этих целостностей. Если на культурфилос. уровне основой новой П. стало циклич. учение, то на методол. уровне - функционализм. В культурной антропологии это учение разрабатывали Малиновский и Радклифф- Браун. Они исходили из того, что в культуре, понимаемой как целостность, нет "лишних" элементов - все они имеют свою опр. функцию в целостности культуры, понимаемой как особенная форма приспособления человеч. группы к условиям среды ее обитания. Циклич. теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в рамках эволюционистской П. Каждая культура стала рассматриваться как ценность в себе, безотносительно к тому, какое место она занимает на эволюционной "лестнице". Поскольку работы функционалистов показали, насколько сложным образованием является каждый культурный организм, стало невозможным разделять культуры на "примитивные" и "высокоразвитые". Культуры ранее, с т. зр. эволюционного развития, считавшиеся примитивными, стоящими на нижних ступеньках эволюционной лестницы, стали восприниматься просто как инакие, имеющие отличные от совр. культур структуры и закономерности функционирования. Это было сильным ударом по европоцентристско-му мировоззрению, продолжением и развитием антропол. революции. Возникла возможность и необходимость теор. анализа культуры, возможность и необходимость выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в к-рой эта культура возникла. Эта новая научная П., в корне изменившая взгляд на культуру, получила название плюралистической, ибо ее сторонники исходили из идеи плюрализма, множественности и многообразия культур. Лит.: Кун Т. Структура, науч. революций. М., 1977; Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978; Ионин Л. Социология культуры. М., 1996. Л. Г. Ионин
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих. В чисто лингвистическом (техническом) смысле система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например, по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (греч. paradeigma пример, образец) - 1) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира. Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, обладающие подлинным существованием: демиург создает все существующее, рассматривая неизменно сущее как первообраз ("Тимей"). Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный, идеальный прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональной организации природных тел; 2) совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие "парадигма" в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко распространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием "картина мира".
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (от греческого - образец, пример) - совокупность общепринятых норм и идеалов научного исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного сообщества.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (от греч. paradeigma - пример, образец) - в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Это также строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем, в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска. Е.В. Хомич
Источник: Философский словарь

Парадигма

– - оригинальный способ организации концептуально оформленных идей, направление развития или стиль научного мышления (в определенной предметной области, в комплексе дисциплин или циклах изложения знаний), доминирующие на некотором этапе научного постижения мира.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– (греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие “П.” введено амер. ученым-науковедом Куном. Согласно взглядам Куна (“Структура научных революций”, 1962), П. позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии “П.” недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.
Источник: Философский словарь

Парадигма

– В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения: 1. Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области. К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов. 2. Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.
Источник: Психологическая энциклопедия

Парадигма

– Система форм изменяющего слова, конструкции
Источник: Толковый словарь Ожегова

Парадигма

– от греч. paradeigma - пример, образец; англ. patadigm А Исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Б. Пример из истории, взятый для доказательства или сравнения.
Источник: Экономический словарь

Смотрите также: