Социальный Интерес

Что такое Социальный Интерес? Значение, перевод и происхождение термина Социальный Интерес в словарях:

Социальный Интерес

– (Social interest). Сопереживание и общие ценности. В наиболее широком смысле термин означает чувство связанности и родства со всем человечеством, так же как и с жизнью в целом.
Источник: Психологический словарь

Социальный Интерес

– (от лат. socialis - общественный и interest - важно) - элемент мотивационно - потребностной сферы, автор А. Адлер - . По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности - . Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.   Литература.   Mosak H.H. "I don't have social interest": social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N 3, p. 309 - 320.
Источник: Психологическая энциклопедия

Социальный Интерес

– Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный и interest - важно. Автор. А.Адлер. Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы. Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. Литература. Mosak H.H. "I dont have social interest": social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N 3, p. 309-320
Источник: Психологический словарь

Социальный Интерес

– (Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.
Источник: Психологический словарь

Социальный Интерес

– (social interest) Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом. С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая - это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними. См. также Адлерианская психология, Альтруизм, Эмпатия, Просоциальное поведение Ф. Д. Келли
Источник: Психологический словарь

Социальный Интерес

– - реальная причина  социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма,  в которой индивид  (социальная группа,  сообщество)  непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс,  общество) . Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес  является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека,  если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой  - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема  состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение;  это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание,  переходящее в действие.  В этом смысле С.И. является и объективным отношением,  и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного. В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное  положение субъекта, или совокупность  его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы  деятельности, направленные на определенные объекты  интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность.  Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы  социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения,  и это обратное влияние  исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе) . Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию. Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда,  их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы) , проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура  С.И., свой специфический способ их взаимодействия. В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством  форм общения как компонентов, составляющих образ жизни  людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия  С.И.; при этом удовлетворение  и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение  для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс  основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план  интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса,  к замедлению реализации как общих, так и частных С.И. Г.Н. Соколова
Источник: Социологический словарь

Смотрите также: