Плюрализм

Плюрализм – (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция,  утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса,  стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона.  Сам термин  "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Г. Лейбница - Х. Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс  свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план  то первое, то второе. Так, философия  рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм,  абсолютный идеализм,  эмпириомонизм, феноменология  и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме и прагматизме,  согласно которым каждая личность  автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам;  в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система  требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество  функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. В современной социальной философии данный тематизм осмысливается в контексте  движения социального времени, переводящего П. в пространство  интерпретаций терминов прагматизма, а также транслируется в контекст социального пространства, в границах  которого П. предполагает сосуществование принципиально разнокачественных сущностей. Л.С. Дудинский
Источник: Социологический словарь

Смотрите также: