Защитные Механизмы

Что такое Защитные Механизмы и что оно означает? Значение и толкование слова Защитные Механизмы в словарях русского языка, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Психологический словарь

Защитные Механизмы

– (Defense mechanisms). В модели Фрейда приемы, с помощью которых эго пытается защитить целостную личность от угрозы. Вытеснение, отрицание, рационализация, реактивное образование, проекция, изоляция, регрессия - все эти процессы блокируют непосредственное выражение инстинктивных потребностей. Сублимация дает этому выражению иное направление.
Читать ещё
Социологический словарь

Защитные Механизмы

– - англ. mechanisms, defense; нем. Schutzmechanismen. В психоанализе  -механизмы, служащие  для защиты "Я" (ego) от опасных влечений и импульсов, удовлетворение  к-рых может привести индивида  к конфликту  с соц. нормами и установками. 3. м. являются основой для соц. взаимодействия и важным моментом интеграции личности.
Читать ещё
Психологический словарь

Защитные Механизмы

– (defence mechanisms) З. м. - это психол. стратегии, с помощью к-рых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению этих негативных состояний, теоретики уделяли значительное внимание идентификации З. м.; рез-том стало широкое множество предполагаемых механизмов защиты. Авторы большинства теорий о З. м. - исследователи, ориентированные на психоан., начиная с Зигмунда Фрейда. В последнее время, однако, теоретиками разных направлений были предложены альтернативные объяснения соотв. паттернов поведения. Хотя существование и влияние различных З. м. широко признаются, во многом это основывается лишь на изучении отдельных случаев или казуистике, а не на рез-тах научных исслед. с должным контролем переменных. Относительно защит в целом следует учитывать три момента. Во-первых, З. м. используются, чтобы редуцировать отрицательные эмоциональные состояния или избежать их. Во-вторых, большинство З. м. предполагает искажение реальности. В-третьих, люди обычно не сознают использование большинства З. м. Если бы они сознавали искажения реальности, то эти искажения не смогли бы эффективно редуцировать отрицательные эмоциональные состояния. Вытеснение Вытеснение - это избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Вытеснение служит защитой, поскольку, если человек не знает о конфликтном и эмоционально нагруженном материале, конфликт и напряжение перестают для него существовать. Следует отметить три важные вещи, касающиеся механизма вытеснения. Во-первых, вытеснение есть мотивированное избирательное забывание. Это - потеря, имеющая целью избирательное удаление из сознания воспоминаний или связанных с ними ассоциаций, вызывающих у индивидуума чувство конфликта или напряжения. Во-вторых, вытесненный материал не теряется, а хранится в бессознательном. Если по к.-л. причине окажется затронутой связанная с этим материалом отрицательная эмоция, то вытесненный ранее материал может вернуться в сознание, причем его не нужно заучивать заново. В-третьих, Фрейд постулировал два типа вытеснения. Первый тип - первичное вытеснение, обеспечивающее "отказ в доступе в сознание" угрожающего материала. При этом типе вытеснения чел. как будто и вовсе не воспринимал этот материал. Фрейд называл второй тип вытеснения собственно вытеснением, или вторичным выталкиванием. Будучи уже в сознании, материал вытесняется, и чел. перестает что-либо знать о нем. Вытеснение, несомненно, - одно из наиболее важных понятий в теории личности и психопатологии. В самом деле, существование вытеснения служит предпосылкой для формирования сферы бессознательного, поскольку, если оставить в стороне понятие коллективного бессознательного по Юнгу, материал, предположительно, поступает в бессознательное благодаря вытеснению. Первичное вытеснение изучалось в лабораторных условиях. Испытуемым предлагалось вслух прочесть провоцирующие напряжение или нейтральные слова, проецируемые на экран в течение очень коротких промежутков времени. Было обнаружено, что вызывающие напряжение слова, по сравнению с нейтральными, требуют более длительной экспозиции, для того чтобы их можно было прочесть. На основании этого заключили, что участвующие в эксперименте люди не позволяли провоцирующим напряжение стимулам регистрироваться в сознании. Последующие исслед. показали, однако, что различия во времени чтения/ распознавания между вызывающими напряжение и нейтральными словами вызваны, гл. обр., тем обстоятельством, что слова, провоцирующие напряжение, были менее знакомы испытуемым, что снижало вероятность их распознавания за короткий промежуток времени. Кроме того, провоцирующие напряжение слова вызывали у испытуемых замешательство; им требовалось время, чтобы убедиться, что они правильно прочли слово, прежде чем произнести его. Подобные эмпирически обоснованные альтернативные объяснения ослабляют убедительность первоначальных экспериментальных исслед. первичного вытеснения. В исслед. собственно вытеснения использовали в основном модификации следующего подхода: участников эксперимента сначала проверяли на способность вспомнить серию нейтральных стимулов, затем у одной половины испытуемых вырабатывалась ассоциация экспериментально вызванного напряженного состояния с этими стимулами, тогда как состояние напряжения у др. половины испытуемых с ними не связывалось. Вслед за этим опять проверялась их способность вспомнить данную серию стимулов. Затем напряжение снималось, и еще раз тестировалась способность испытуемых воспроизвести по памяти серию стимулов. Рез-ты этих исслед. обычно показывали, что ассоциация стимулов с напряжением затрудняла их воспроизведение по памяти - эффект, приписываемый действию вытеснения. Было тж обнаружено, что при устранении напряжения вспоминание стимулов улучшалось, - и это интерпретировалось как рез-тат возвращения вытесненного материала. Недавно, однако, были высказаны предположения, что ухудшение вспоминания м. б. обусловлено интерференцией, вызванной эмоциональным возбуждением, а не вытеснением. В этой связи было обнаружено, что ассоциирование самых положительных эмоций со стимулами может тж ухудшать воспроизведение последних по памяти - эффект, к-рый невозможно приписать действию вытеснения. По-видимому, происходит избирательное вспоминание, однако этот процесс не вполне соответствует тому, что определяется термином "вытеснение". Подавление При подавлении чел. избегает вызывающих эмоциональное напряжение мыслей, стараясь не думать о них. Поскольку трудно вообще не думать, подавление обычно предполагает размышление о др., не связанных с напряжением, вещах, замещающее связанные с напряжением мысли. Некоторые авторы называют это избегающим мышлением или отвлечением внимания. Подавление отличается от вытеснения тем, что при нем вызывающая напряжение мысль в принципе доступна, но игнорируется и блокируется др. мыслью, тогда как при вытеснении она полностью недоступна. Важно заметить, что, в отличие от др. З. м., в нек-рых случаях чел. сознательно прибегает к подавлению. При неоднократном использовании этой защиты реакция избегания может стать привычной и использоваться вне рамок сознания. Есть много подтверждений тому, что люди действительно используют подавление и что оно оказывается эффективным в снижении уровня напряжения. Отрицание При отрицании чел. не реагирует на провоцирующие угрозу аспекты ситуации, меняя свое толкование ситуации т. о., чтобы воспринимать ее менее угрожающей. Отрицание отличается от вытеснения тем, что чел. избирательно воспринимает и по-другому интерпретирует переживаемое, а не стирает его следы в сознании. Поскольку отрицание включает избирательность внимания, этот процесс предполагает какое-то использование подавления. В силу того, что реинтерпретация играет главную и уникальную роль в отрицании, нек-рые исследователи используют для обозначения этой защитной стратегии термины "переопределение" и "переоценка". Лабораторные исслед. дают в целом непротиворечивые данные в пользу того, что люди спонтанно используют эту защиту и что она эффективна в снижении как субъективного, так и физиолог. возбуждения перед лицом угрозы. Проекция Проекция представляет собой приписывание личностных характеристик или мотивов др. людям в зависимости от собственных личностных характеристик и мотиваций чел. Было выделено три типа проекции. При атрибутивной проекции чел. сознает наличие у себя определенной черты и только затем приписывает ее др. чел. Напр., чел., сознающий свою боязнь, может проецировать страх на др. (Следует отметить, что использующий этот тип проекции сознает свое чувство, однако не сознает использования проекции.) Имеются достаточные эксперим. подтверждения существования атрибутивной проекции. Относительно ее защитной функции предполагается, что, если человека гнетет осознаваемое обладание нежелательной чертой личности, проекция этой черты на любимых или уважаемых людей дает ему возможность переоценить эту черту и тем самым сделать обладание ею менее гнетущим. Хотя есть определенные доказательства того, что нек-рые люди имеют склонность проецировать свои личностные особенности скорее на любимых или уважаемых людей, чем на кого-то др., пока нет достаточного подтверждения того, что проекция снижает субъективное или физиолог. напряжение. При комплементарной проекции чел. сознает какую-то свою особенность или свое чувство и видит причину этого в др. чел. Напр., некто, испытывающий страх, может считать др. людей опасными или враждебными. Существование комплементарной проекции экспериментально подтверждено. Считается, что защитная функция комплементарной проекции состоит в том, что она помогает чел. видеть мир более созвучным своим чувствам и действиям и оправдывать их. Пока нет, однако, достаточного подтверждения тому, что комплементарная проекция эффективно снижает субъективное или физиолог. напряжение. Наконец, при проекции сходства или классической проекции чел., не сознающий у себя определенной черты, проецирует ее на др. Фрейд рассматривал этот тип защиты как помощь вытеснению. Чел. не только вытесняет знание о нежелательной черте, но и перемещает ее за пределы самого себя - на др. Хотя этот вариант реакции считается наиболее типичным для тех случаев, когда речь идет о проекции, эмпирическое подтверждение его существования полностью отсутствует. Смещение Выделяются два типа смещения. Первый, известный как смещение объекта, происходит в тех случаях, когда чел. проявляет к одному лицу или объекту чувство, к-рое в действительности испытывается им к др. лицу или объекту. Напр., чел., к-рый разозлился на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к жене; или чел., потерявший любимую жену, может щедро одаривать любовью своих детей. Считается, что обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры или первичного объекта, и потому возникает необходимость выразить это чувство по отношению к вторичной фигуре или вторичному объекту. В приведенных выше примерах агрессия не м. б. выражена по отношению к начальнику, поскольку это было бы опасно, а любовь невозможно было выразить жене, потому что ее больше нет в живых. Существование смещения объекта экспериментально подтверждено, хотя в большинстве случаев исследовательские данные свидетельствуют о смещении одной только агрессии. Защитная функция смещения объекта может иметь два компонента. Во-первых, не выражая агрессию в отношении опасной первичной мишени, чел. избегает угрозы возмездия. Во-вторых, принято считать, что выражение чувства или побуждения имеет следствием приятный катартический эффект. Т. о., в случае смещения объекта агрессии опасность избегается, а побуждение ослабляется. Имеются нек-рые эксперим. доказательства катартического эффекта. Конкретнее, смещение объекта, видимо, снижает последующую агрессию, но не ослабляет физиолог. возбуждение. При втором типе, смещении влечения, чел. перемещает энергию, связанную с одним чувством, на др. чувство и тем самым выражает чувство, отличное от вызванного у него первонач. В отличие от смещения объекта, при к-ром чувство остается прежним, а меняется мишень, при смещении влечения прежней остается мишень, меняется же чувство. Наиболее типичным примером является смещение сексуального и агрессивного драйва. Энергия, связанная с сексуальным возбуждением, перемещается, выражаемая в качестве агрессии, в то время как энергия, ассоциированная с агрессивными импульсами, начинает проявляться в сексуальной активности. Изменение чувств позволяет чел. ослабить базовое влечение, выражая его приемлемым образом. Рез-ты эксперим. исслед. смещения влечения неоднородны, малодоказательны и доступны альтернативной интерпретации, поскольку недостаточно подтверждают существование этого явления. Есть целый ряд объяснений изменения эмоциональных мишеней и эмоций, помимо перемещения. Напр., то, что выглядит как смещение объекта, м. б. следствием генерализации стимула. Реакция, связанная с определенным стимулом (лицом), м. б. вызвана др., сходным с ним стимулом (лицом). Предполагается тж, что физиолог. возбуждение первонач. психологически неспецифично и становится таковым лишь благодаря маркировке сигналами окружающей среды; т. о., при смене сигналов произойдет перенос возбуждения. Эти интерпретации исключают наличие защитной основы в понятии смещения. Регрессия Понятие регрессии предполагает, что при столкновении с конфликтом, напряжением и особенно с фрустрацией, чел. может вернуться к более ранней стадии жизни, в к-рой он чувствовал себя в безопасности, и т. о. избежать актуального конфликта или стресса. Фрейд выделял два типа регрессии. При регрессии объекта фрустрированный индивидуум, оказавшийся перед невозможностью получения удовлетворения от объекта (или лица), может вернуться назад, чтобы получать удовлетворение от объекта (или лица), от к-рых он получал его ранее. Напр., покинутый любовник может искать внимания своих прежних партнерш или даже своей матери. При регрессии влечения индивидуум, фрустрированный при попытке получить удовлетворение от реализации одного влечения, может получить удовлетворение посредством деятельности, нацеленной на реализацию др. влечения (побуждения). Хотя регрессия часто приводится в качестве объяснения "незрелого" или "примитивного" поведения, наблюдаемого у больных неврозами и психозами, в литературе нет убедительных данных, подтверждающих эффективность регрессии. Идентификация Используя идентификацию, чел. принимает личностные характеристики (особенности поведения, аттитюды и т. д.) др. лица. Защитная идентификация может служить двум целям. С одной стороны, если удовлетворение к.-л. потребности представляется чел. слишком опасным, он может отождествлять себя с кем-либо, кому это удается, и т. о. получать заместительное удовлетворение. С др. стороны, идентификация с опасным или угрожающим индивидуумом создает видимость собственной силы, снижая чувство ранимости. Последний тип защитной идентификации обычно обозначается как идентификация с агрессором. Наконец, следует отметить, что имитация, к-рую можно рассматривать как поверхностную версию идентификации, дает возможность использовать к.-л. успешного чел. как модель для подражания и т. о. избежать мн. проблем, снижая стресс. Компенсация Когда чел. считает себя в каком-то отношении хуже др., он может пытаться преодолеть чувство неполноценности и связанную с ним тревогу, прилагая дополнительные усилия, чтобы достичь успеха в той области, где он чувствует свою неполноценность. Такое поведение называют компенсацией. Его защитная роль подчеркивалась в работах Альфреда Адлера, к-рый полагал, что мн. в нашем стиле жизни определяется попытками преодолеть реальные или воображаемые слабости. Адлер утверждал, что сам стал врачом, надеясь т. о. преодолеть проблемы своей физ./мед. неполноценности. Очевидно, что во мн. случаях компенсация представляет собой эффективную и адекватную реакцию. Эксперим. изучение компенсации ограничено, но подтверждает наличие этого явления. Реактивное образование Фрейд утверждал, что, если существует возможность возвращения в сознание вытесненного угрожающего материала, чел. может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию вытесненного материала образом. Напр., если чел. угрожают вытесненные гомосексуальные побуждения, то для усиления их вытеснения он может включиться в чрезмерную гетеросексуальную деятельность. Аналогичным образом, щедрость может интерпретироваться как защита от скупости, а чистоплотность - как защита от неряшливости. Такое контрмотивированное поведение обозначается как реактивное образование. Хотя есть сообщения об аналогичных исслед. на животных, эксперим. работы, посвященные проверке существования и эффективности этого механизма у людей, единичны, а их рез-ты малоубедительны и неоднозначны. Поскольку паттерны поведения, приписываемые действию данного механизма, социально желательны, их использование может рассматриваться как попытка получить скорее вознаграждение / одобрение, чем как защита от угрозы, связанной с неосознаваемым материалом. Другие защитные механизмы Кроме описанных, выделяют и др. З. м. Большинство из них существенно перекрывается уже названными выше или не получило достаточного внимания в литературе. Рационализация м. б. определена как использование "хорошего", но не реального обоснования определенного поведения. При помощи такой стратегии чел. может дать рациональное объяснение поведения и т. о. скрыть от себя или др. менее приемлемую мотивацию. Сублимация происходит, когда чел. переводит энергию, связанную с неприемлемым импульсом или побуждением, в социально приемлемую деятельность. Во мн. отношениях сублимация идентична смещению влечения. При изоляции чел. отделяет эмоцию от присущего ей содержания и безразлично обращается с темами, к-рые в противном случае были бы угрожающими или ошеломляющими. Одним из приемов достижения изоляции является фокусирование внимания на абстрактных, технических или логических аспектах угрожающей ситуации, а не на ее эмоциональных компонентах; этот прием называется интеллектуализацией. Отмена происходит в тех случаях, когда чел. ведет себя неподобающим образом, что вызывает у него тревогу, а затем ведет себя противоположным образом, так чтобы аннулировать или сбалансировать предшествовавшее поведение, устраняя вызванную им тревогу. См. также Тревога, Теории личности, Психоанализ Д. С. Холмс
Читать ещё
Психологический словарь

Защитные Механизмы

– - психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся "Я" - образ.
Читать ещё
Психологический словарь

Защитные Механизмы

– Подсознательная стратегия, защищающая разум от чувства тревоги. Согласно теории Фрейда, защитные механизмы некоторым образом искажают реальность, чтобы мы могли лучше справиться с ситуацией. К ним относятся смещение, проекция, формирование реакции, регрессия и подавление (вытеснение).
Читать ещё
Психологический словарь

Защитные Механизмы

– (Defense mechanism). Неосознанные реакции, защищающие индивидуум от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго-защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека.
Читать ещё
Социологический словарь

Защитные Механизмы

– - бессознательные действия (противодействия) человека,  направленные на защиту от тех опасностей (угроз), которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира. В психоанализе  понятие "З.М." относится к Я, которому приходится обороняться от различного рода угроз, исходящих от ограничений внешнего мира, требующих удовлетворения бессознательных влечений, фантазий и всевозможных представлений, связанных с идеалами, нравственными ценностями, внутренними запретами. На начальном этапе развития психоанализа З. Фрейд использовал понятие  "защита"  , которое впоследствии было заменено термином "вытеснение". В работе "Я и Оно" основатель психоанализа охарактеризовал Я как "несчастное существо", т.к. ему приходится служить как бы двум господам: "беззащитное с обоих сторон Я тщетно обороняется от наглых требований Оно, а также от укоров карающей совести", т.е. от Сверх-Я  . Более того, "несчастное Я" страдает, по мнению Фрейда, от троякого рода угроз, исходящих со стороны внешнего мира, бессознательных влечений Оно и сурового Сверх-Я. Говоря о трудном положении, в котором находится "несчастное Я", он подчеркнул то обстоятельство, что этому Я все время  приходится защищаться, обороняться от нависших над ним угроз. При этом Фрейд указал на ряд защитных действий, используемых Я с целью  избежания внешних и внутренних опасностей. В частности, он отметил, что "истерическое Я защищается от мучительного восприятия, грозящего ему вследствие критики его Сверх-Я, тем же путем, каким оно обычно привыкло защищаться от невыносимой для него загрузки объектом - т.е. путем акта вытеснения". Наряду с вытеснением в этой же работе родоначальник психоанализа коснулся таких средств защиты, как идентификация,  сопротивление, регрессия, сублимация,  образование  реакций. В работе "Торможение, симптом и страх" (1926) Фрейд высказал мысль о необходимости использования понятия "защита", к которому он обращался 30 лет тому назад в статье "Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах". Он полагал, что "будет, несомненно, полезно вернуться к старому понятию "защита", если условимся, что оно должно служить обозначением всех тех технических приемов, которыми пользуется Я при всех своих возможных конфликтах, ведущих к неврозу" . Считая это "терминологическое новшество" оправданным, Фрейд особо выделил такие технические приемы защиты Я, как вытеснение, изоляция, ре-грессия, реактивные изменения Я. В этой работе еще не использовался термин  "З.М.": в ней фигурировали понятия "технические приемы Я", его "методы  защиты". Однако Фрейдом были высказаны важные мысли, предопределившие, по сути дела, интерес  ряда психоаналитиков к проблеме З.М. Я. Две из них заслуживали особого внимания: одна мысль касалась необходимости исследования тесной связи между особыми формами защиты и определенными невротическими заболеваниями; вторая - выявления зависимости между уровнем развития психики и методами защиты, используемыми человеком до разделения Я и Оно, до формирования у него Сверх-Я и после образования этих психических инстанций. Отталкиваясь от идей Фрейда, его дочь А. Фрейд, специализировавшаяся в области детского психоанализа, обратилась к исследованию З.М. В работе "Я и защитные механизмы"  она выделила девять способов защиты, которые ранее были описаны, но не систематизированы в различных трудах по психоанализу. К ним относились: регрессия (возвращение на более раннюю стадию психосексуального развития), вытеснение (изгнание в бессознательное того, что ранее было сознательным), реактивное образование (изменение  неприемлемого на приемлемое), изоляция (отделение  невыносимых событий или идей от связанных с ними чувств), аннулирование (мысленная отмена, уничтожение нежелательного действия), проекция  (вынесение вовне), интроекция (вбирание вовнутрь), борьба Я с самим собой, обращение  (направленность против себя, меняющая нацеленность импульса). К этим девяти способам защиты добавлялся десятый - сублимация (переключение с социально неодобряемого на социально приемлемое), которая относилась скорее к нормальному, а не невротическому развитию. По мнению А. Фрейд, в своих конфликтах со Сверх-Я, внешним миром и Оно Я имеет в своем распоряжении упомянутые выше десять способов защиты. Задача практикующего психоаналитика состоит в том, чтобы "определить, насколько они эффективны в процессах сопротивления Я и формирования симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей". Основываясь на таком понимании практики психоанализа, А. Фрейд рассмотрела механизмы защиты Я в зависимости от уровня психического развития человека. В работе "Я и защитные механизмы" (на русском языке  издана под названием "Психология  "Я" и защитные механизмы", 1993) она сформулировала следующие положения: о вытеснении можно говорить тогда, когда Я отделено от Оно; проекция и интроекция являются такими способами защиты, которые зависят от дифференциации Я от внешнего мира; сублимация предполагает наличие Сверх-Я, т.е. принятия или знания нравственных и социальных ценностей; регрессия, обращение и борьба против себя не зависят, по-видимому, от стадий психического развития человека, поскольку являются такими же древними, как и его инстинкты.  Предложенная А. Фрейд классификация  З.М. по их положению во времени (в зависимости от стадий психического развития) не совпадала с исследованиями ряда психоаналитиков, в частности М. Кляйн, считавших, что интроекция и проекция являются теми психическими процессами, которые участвуют в развитии Я и в его дифференциации от внешнего мира. Эта классификация противоречила и психоаналитическому опыту, свидетельствовавшему о связи раннего проявления неврозов маленьких детей с процессом вытеснения. А. Фрейд понимала условность выдвинутой ей классификации З.М. и поэтому сосредоточила свое внимание не на прояснении ее, а на исследовании ситуаций, провоцирующих действие  защитных реакций. В центре ее внимания оказались прежде всего такие З.М., как отрицание  в фантазии, слове и действии, идентификация с агрессором, проекция в форме "альтруистического подчинения". Фрейд не остался в стороне от дальнейшего обсуждения вопроса о З.М. В работе "Конечный и бесконечный анализ"  он отметил, что Я пользуется разными методами, чтобы избежать опасности, страха, неудовольствия: "Мы называем эти методы "защитными механизмами". Фрейд признал, что пока они недостаточно хорошо известны, но соответствующая работа  А. Фрейд позволяет получить первое представление о многообразии и многостороннем значении З.М. Одновременно Фрейд дал разъяснения по поводу отношения между различными способами защиты: "Вытеснение относится к другим методам защиты, как пропуски в тексте  относятся к его искажению, а в различных формах  такой фальсификации можно найти аналогии многообразию изменения Я". Фрейд обратил внимание на патогенную роль  З.М. Он высказал мысль, согласно которой в процессе  развития Я механизмы, служащие  для предотвращения опасности, могут превратиться в саму опасность. Я приходится платить слишком высокую цену за их услуги: З.М. налагают ограничения на Я, требуют значительных энергетических затрат на их поддержание, оказываются тяжелым бременем для психики. Однажды оказав услугу Я, они не исчезают, фиксируются в нем и становятся "постоянными способами реагирования, присущими характеру человека и повторяющимися на протяжении всей жизни, как только вновь возникает ситуация, подобная первоначальной". З.М. становятся своего рода инфантилизмами, оберегающими Я взрослого человека от опасностей, которые в действительности уже не существуют. Более того, человек начинает выискивать такие ситуации, которые могли бы заменить первоначальную опасность, чтобы тем самым оправдать его фиксацию на ранее использованных и ставших привычными ему способах реагирования. Поэтому, замечал Фрейд, можно понять, "как защитные механизмы, все более отчуждая от внешнего мира и постоянно ослабляя Я, подготавливают вспышку невроза". Фрейд считал, что действие З.М. дает знать о себе и в процессе анализа, аналитической терапии. Фактически во время аналитической работы пациент повторяет те способы реагирования, к которым он привык и которые привели его к психическому заболеванию. Главное же заключается в том, что "защитные механизмы, выстроенные против прежних опасностей, в ходе лечения повторяются в виде сопротивления исцелению". Подобное сопротивление приводит к новому возникновению защитных конфликтов и отыгрыванию их, в результате чего могут возобладать негативные переносы, сводящие на нет предшествующие позитивные результаты анализа. Словом, можно говорить о том, что существует сопротивление раскрытию сопротивлений, а "защитные механизмы действительно заслуживают того названия, которое мы им дали в самом начале, прежде чем они были более детально исследованы". В.М. Лейбин
Читать ещё
Философский словарь

Защитные Механизмы

– - в психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержат сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. Эти механизмы - своеобразные способы психической защиты сознательного Я (Эго) от опасных влечений и импульсов. Термин впервые был употреблен Зигмундом Фрейдом в его статье "The Neuro-Psychoses of Defense" ("Невропсихозы защиты"), 1894. Осн. защитными механизмами, описываемыми психоанализом являются следующие: Овытеснение. Представляет собой перевод психического содержания из сознания в бессознательное или удерживание его в бессознательном состоянии. Примером такой психологической защиты может служить истерическая амнезия, жертва которой, совершив или оказавшись свидетелем какого-либо травмирующего поступка, затем полностью забывает как само событие, так и сопутствовавшие ему обстоятельства; 2) реактивное образование проявляется в сосредоточении сознания на идее, воздействии или чувстве, противоположном тому неосознанному импульсу, в котором индивид боится себе признаться. Напр., мать нежеланного ребенка может реагировать на чувство вины перед ним преувеличенной заботой с целью убедить и ребенка, и себя в том, что она хорошая мать; 3) npoeкция - форма защиты, при которой нежелательные чувства приписываются др. лицу, в результате чего могут восприниматься как угроза из внешнего мира. Распространенная форма проекции - обвинение др. лица во враждебности к индивиду, стремящемуся избавиться от признания в собственных враждебных чувствах; 4) peгрессия - возврат психического развития на более раннюю ступень и к соответствующим формам поведения, вызванный опасностями или конфликтами, которые возникают на более поздних стадиях. Молодая жена может, напр., искать убежища в родительском доме после первой ссоры с мужем. Или человек перед лицом трудностей находит отдушину в дремоте или мечтаниях. Регрессия может препятствовать развитию и обычно предшествует формированию невротических симптомов; 5) сублимация является отвлечением или переключением инстинктивных влечений, обычно сексуальных, в неинстинктивные (социальные) каналы. Согласно психоаналитической теории, энергия сексуальных импульсов может быть трансформирована в более приемлемые и даже полезные для общества процессы художественного или научного творчества; 6) отрицание представляет собой сознательный отказ признать существование болезненных фактов. Отрицая гомосексуальные наклонности, враждебность или умственную отсталость собственного ребенка, человек может избежать невыносимых мыслей, чувств и событий; 7) рационализация - безопасное и правдоподобное объяснение действительной (и травмирующей) причины собственного поведения. Хотя психоаналитики считают механизмы защиты частью любого невротического процесса, психологическая защита сама по себе не рассматривается как признак патологии. Конечная цель защитного процесса - достижение согласования между реальным содержанием сознания и Я-концепцией. См. также Я.
Читать ещё
Психологическая энциклопедия

Защитные Механизмы

– (Defense mechanisms). В модели Фрейда приемы, с помощью которых эго пытается защитить целостную личность от угрозы. Вытеснение, отрицание, рационализация, реактивное образование, проекция, изоляция, регрессия - все эти процессы блокируют непосредственное выражение инстинктивных потребностей. Сублимация дает этому выражению иное направление.
Читать ещё

Смотрите также: